Дело № 2-1645/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2015 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Слоквенко Д.Б.,
при секретаре Панасюк Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску главного контрольного управления Правительства Хабаровского края к ФИО4, ФИО2, ФИО3, ТСЖ «Надежда» о признании недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края обратился в суд с требованиями к ответчикам ФИО4, ФИО2, ФИО3, ТСЖ «Надежда» и просит суд признать решения собрания членов ТСЖ «Надежда» недействительным. В обоснование иска указали, ТСЖ «Надежда», в соответствии с Уставом ТСЖ, создано в многоквартирном <адрес> в <адрес> и осуществляет деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений данного жилого дома, по содержанию общего имущества жилого дома, а также по предоставлению коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме. 3 июля 2014 г. на общем собрании членов ТСЖ «Надежда» было принято решение о применении тарифа на вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) для собственников офисных помещений МКД в сумме 10,77 руб. Однако согласно тому же протоколу общим собранием членов ТСЖ «Надежда» было принято решение об утверждении взноса за техническое обслуживание и текущий ремонт в размере 32,40 руб./кв. м для всех собственников многоквартирного <адрес> в <адрес>. В период с 17 октября 2014 г. по 13 ноября 2014 г. управлением государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края была проведена проверка, в ходе которой была представлена смета доходов и расходов ТСЖ «Надежда» на 2014 г., утвержденная протоколом заседания правления ТСЖ «Надежда» от 21.07.2014 г. согласно которой в состав расходов включены следующие статьи: НДФЛ; Отчисления во внебюджетные фонды; УСНО; Госпошлина; Канцелярские расходы; Услуги банка; Консультационные услуги; Обучение персонала; Почтовые расходы; Материалы и хозяйственные принадлежности; Обслуживание системы отопления; Обслуживание инженерного оборудования; Обслуживание, страхование, тех. условия лифта; Текущий ремонт; Вывоз мусора - 15000 руб./9059,6 кв.м (1,66 руб./кв.м); Техническое обслуживание подрядных организаций; услуги РКЦ; Программное обеспечение; Аренда офиса; Услуги интернет, связи; Юридические услуги.
Сумма расхода средств на указанные в смете услуги по содержанию и ремонту жилья составляет 293559,00 руб./месяц из расчета на площадь 9059,6 кв. м, следовательно, за 1 кв. м размер платы для жилых и нежилых помещений составляет 32,40 руб.
Таким образом, собственникам нежилых помещений МКД плата за услуги по вывозу мусора (твердых бытовых отходов) ежемесячно выставляется дважды:А именно, в составе платы за содержание и ремонт - в размере 1,66 руб./кв. м., а так же как отдельная плата за вывоз мусора - в размере 10,77 руб./кв. м. Согласно представленным в ходе проведения проверки платежным документам размер платы за техническое обслуживание для жилого помещения составляет - 32,40 руб./кв. м, а для нежилого помещения - 43,17 руб./кв. м. Исходя из изложенного, полагая двойное взимание за вывоз ТБО незаконным просят суд признать недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Надежда» от 03 июля 2014 г. в части утверждения тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для собственников офисных помещений многоквартирного жилого <адрес> в сумме 10,77 руб.
В заседание суда представитель главного контрольного управления Правительства Хабаровского края ФИО7 на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ТСЖ «Надежда» ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по основаниям и доводам изложенным в отзыве. Дополнительно указывает на обстоятельства того, что собственники нежилых помещений осуществляют выброс ТБО сверх норматива, в связи с чем и принималось решение по применению иного тарифа для собственников нежилых помещений.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Подтвердив суду что в данный момент является председателем ТСЖ «Надежда» полностью поддержал доводы и основания возражений ТСЖ.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании полагая иск обоснованным, указал, что проверка ТСЖ проводилась по его заявлению. При этом, настаивает, что как собственник нежилого помещения ТБО сверх норматива не использует.
Ответчики ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, без указания уважительных причин. О времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке. Ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявляли.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных соответчиков.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).
Указанные требования достигаются тем, что суд при осуществлении правосудия создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления, предоставленных им прав, что следует из системного толкования ч. 2 ст. 12 ГК РФ, с учетом положений ч. 3 ст.38 ГПК РФ.
Для соблюдения указанных выше условий состязательности и принципа диспозитивности, в ходе производства по делу, судом неоднократно предлагалась предоставить допустимые доказательства в обоснования своих доводов и возражений.
В силу с ч. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса РФ Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса.
В соответствие с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как установлено ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом и другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. (п. п. 4,5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ)
В силу п. 1.1 ст. 146 ЖК РФ положения статей 45 - 48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Из представленных материалов следует, что ТСЖ «Надежда» на основании устава и решения общего собрания собственников осуществляет управление многоквартирным жилым домом № по <адрес> в <адрес>. При этом, общая площадь жилых и нежилых помещений членов ТСЖ «Надежда» составляет 5304,12 кв.м.
По инициативе правления, а именно, ответчиков ФИО10, ФИО2, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в форме очного голосования проведено общее собрание членов ТСЖ «Надежда» с проведением голосования, по вопросам вынесенным на повестку.
Вопросом № повестки был вынесен вопрос о принятии решения о применении тарифа на вывоз ТБО для собственников офисных помещений МКД на уровне прошлого года, в размере 10,77 рублей. При этом, решением собрания указанный вопрос был разрешён в положительную строну.
Сумма расхода средств на указанные в смете услуги по содержанию и ремонту жилья составляет 293559,00 руб./месяц из расчета на площадь 9059,6 кв. м, следовательно, за 1 кв. м размер платы для жилых и нежилых помещений составляет 32,40 руб.
Таким образом, собственникам нежилых помещений МКД плата за услуги по вывозу мусора (твердых бытовых отходов) ежемесячно выставляется дважды, а именно в составе платы за содержание и ремонт - в размере 1,66 руб./кв. м., а так же как отдельная плата за вывоз мусора - в размере 10,77 руб./кв. м. Согласно представленным в ходе проведения проверки платежным документам размер платы за техническое обслуживание для жилого помещения составляет - 32,40 руб./кв. м, а для нежилого помещения - 43,17 руб./кв. м.
Указанное обстоятельство в суде не оспорено, и подтверждено актом проверки истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Соответственно, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности (статья 39 и пункт 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что, произвольное увеличение доли расходов по общему имуществу в зависимости от иных, чем размер доли в праве собственности, критериев не допускается.
Согласно статье 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
По смыслу пункта 1 статьи 137, пункта 2 статьи 145 и пункта 8 статьи 156 ЖК РФ установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья относится к исключительной компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. Размер обязательных платежей и (или) взносов определяется на основе утвержденной указанным органом управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» дает определение «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» -плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, размер платы за техническое обслуживание и текущий ремонт, в том числе вывоз твердых бытовых отходов, не может ставиться в зависимость от назначения помещения в МКД, а также от членства в товариществе собственников жилья.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина.
Также в соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов входят в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в данном случае ТСЖ «Надежда» установлением дифференцированных тарифов для собственников жилых и нежилых помещений в одном многоквартирном доме, нарушает принцип равного бремени собственников в несении расходов по содержанию общего имущества с учетом занимаемой площади, установленный ст. 249 Гражданского кодекса РФ, ст. 39 и п. 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ, то есть является незаконным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе производства по делу судом неоднократно предлагалось ответчикам представить суду доказательства факта проведения, легитимности проведенного собрания, и соблюдения требований ЖК РФ при его проведении.
Вместе с тем, листы голосования, а так же протокол, либо его надлежащим образом заверенная копия суду не представлена.
Как установлено ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствие с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Доводы ответчиков о производстве собственниками нежилых помещений ТБО сверх норматива, суд находит необоснованными допустимыми доказательствами, и несостоятельными к установлению дополнительного тарифа за вывоз ТБО.
Доводы отзыва о том, что ГКУ не уполномочено на обращение в суд с заявленными требованиями, суд находит несостоятельными, поскольку на основании п. 1 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ.
Срок на обжалование собрания суд считает непропущенным, поскольку истцу о нарушении законодательства решением по вопросу 3 повестки стало известно по результатам проведенной проверки оформленных, соответствующим актом, а именно, 13.11.2014 года.
Исходя из изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным выше.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в доход государства, от уплаты которой истец был освобожден, подлежат взысканию с ответчиков в долевом порядке, а именно, в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ0 6000 рублей, что составляет по 1500 рублей, с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования главного контрольного управления Правительства Хабаровского края удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания членов ТСЖ «Надежда» от 03 июля 2014 г. по 3 вопросу повестки, а именно, в части утверждения тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для собственников офисных помещений многоквартирного жилого <адрес> в сумме 10,77 рублей.
Взыскать с ТСЖ «Надежда» государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в размере 1500 рублей.
Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в размере 1500 рублей.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в размере 1500 рублей.
Взыскать со ФИО3 государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в размере 1500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Д.Б. Слоквенко.
Мотивированное решение изготовлено 18мая 2015 года.