Председательствующий – Сумачаков И.Н. Дело № 33-465
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2015 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.,
судей – Антуха Б.Е., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 Кёбёковой Ларисы Максимовны на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым
отказано ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> о признании недействительным решения о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании недействительным решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что ответчиком <дата> принято решение о постановке истца в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке инвалидов общего заболевания. <дата> истец снята с учета. Основанием для снятия послужило наличие в собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 67 кв. м. Однако <дата> истец комиссии пояснила и представила доказательства о том, что земельный участок по указанному адресу ответчиком ей не предоставлялся, в связи с чем отсутствуют основания для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Часть земельного участка истец выкупила у ФИО4 и оформила заявлением об отчуждении участка в пользу истца. Иных земельных участков и жилых помещений у ФИО1 не имеется. В связи с изложенным, истец просит признать решение Администрации <адрес> о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении недействительным, обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с <дата> г.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ФИО1 ФИО5, указывая, что согласно положениям Постановления администрации <адрес> от <дата> № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи для семьи из трех и более человек. На момент снятия ФИО1 с учета, состав ее семьи состоял из 8 человек, поэтому учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности семьи ФИО1 общей площадью жилого помещения, должна составлять 90 кв.м. Полагает, что садовый участок не является земельным участком для строительства жилого дома и не является основанием по п.5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ для снятия с учета нуждающейся в получении жилого помещения. Суд не принял во внимание то, что земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, был отчужден ФИО4 в пользу истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 ФИО5, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя администрации МО «<адрес>» ФИО6, возражавшую по доводам жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 17 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <дата>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 как инвалид 2 группы с <дата> состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании решения жилищной комиссии Администрации <адрес>, оформленного протоколом от <дата> № 21, распоряжением Администрации <адрес> от <дата> № 1679-р ФИО1 с составом семьи 5 человек снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине наличия у нее в собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 67 кв.м., площадь которого превышает учетную норму площади жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
При этом право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации <адрес> от <дата> № ФИО1 предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок, общей площадью 398 кв.м., расположенный в <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, категория земель – земли поселений.
На предоставленном в аренду земельном участке ФИО1 построен жилой дом, общей площадью 67 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за ней в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>, запись регистрации № 04-02-01/032/2011-805, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> г., выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>
<дата> между Администрацией <адрес> (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка № 2325, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок, общей площадью 398 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>. Целевое назначение участка: для размещения и обслуживания жилого дома, категория земель – земли населенных пунктов (пункты 1.1, 1.2).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из того обстоятельства, что после постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она реализовала в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является одним из оснований для принятия органом местного самоуправления решения о снятии с учета гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия такой вывод суда находит правильным.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого решения довод жалобы о том, что норма предоставления площади жилого помещения ФИО1 по договору социального найма должна быть определена в размере 18 кв.м. на каждого члена семьи (8 членов семьи) и составлять общую площадь жилого помещения 90 кв.м., поскольку ФИО1 снята с учета нуждающейся в жилом помещении в связи с предоставлением земельного участка, а не по причине предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Довод жалобы о том, что предоставленный заявителю земельный участок был продан ей ФИО4, несостоятелен, поскольку доказательств в подтверждение данного обстоятельства заявителем не представлено.
Утверждение о том, что наличие у ФИО1 садового участка не может являться основанием для ее снятия с учета, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку с учета заявитель была снята по основанию предоставления ей земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>.
Более того, суд первой инстанции, установив, что членам семьи ФИО1 – ФИО7 и ФИО5 по договорам аренды предоставлялись земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес> и улице ФИО8,13, <адрес>, а также то обстоятельство, что ФИО1 администрацией муниципального образования по договору аренды предоставлялся земельный участок для строительства жилого дома, на основании п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ пришел к верному выводу о том, что указанные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 Кёбёковой Ларисы Максимовны – без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи Б.Е. Антух
А.О. Имансакипова