Решение по делу № 33-3524/2010 от 07.10.2010

Докладчик Севастьянова Н.Ю. Кассационное дело № 33-3524-10

Судья Мартьянова А.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2010 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Бельцовой В.В., Севастьяновой Н.Ю., Комиссаровой Л.К., при секретаре Николаеве М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Михеевой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, поступившее по кассационной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 сентября 2010 года, которым постановлено:

- признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> об отказе Михеевой Т.Н. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;

- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> выдать Михеевой Т.Н. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;

- взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> в пользу Михеевой Т.Н. судебные расходы в размере <данные изъяты> руб.

Заслушав доклад судьи Севастьяновой Н.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Михеева Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> о признании незаконным решение Управления Пенсионного фонда России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал.

В обоснование заявленных требований указано, что истец, имеющая двух детей, ДД.ММ.ГГГГ родила мертворожденного ребенка, что подтверждается справкой о рождении формы , выданной ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации <данные изъяты>. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Михеевой Т.Н. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал на основании подп. 1 п.6 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом. Указанное решение пенсионного органа истец считает незаконным, нарушающим её право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Факт наличия двух детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Факт рождения третьего ребенка подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. В пенсионном органе истцу устно было разъяснено, что справка о рождении третьего ребенка не является документом, подтверждающим возникновение права на получение сертификата. Истец полагает, что законом не предусмотрено ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни её ребенка и наличия у неё именно свидетельства о рождении ребёнка. То обстоятельство, что ребенок погиб в первые минуты, часы или первую неделю своей жизни, а также, будучи доношенным, во время родов, не является основанием для отказа в предоставлении материальной помощи в виде соответствующего сертификата, поскольку смерть ребенка наступила по независящим от действий (бездействия) матери обстоятельствам.

В судебном заседании истец Михеева Т.Н. и ее представитель Петряков С.И. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> Енцова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что справка о рождении ребенка не является документом, подтверждающим факт рождения ребенка.

По делу постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиком Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по мотивам незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> Енцовой О.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Михеева Т.Н. имеет двух <данные изъяты> детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ истица родила третьего ребенка, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ребенок родился мертвым. В отделе ЗАГС администрации <данные изъяты> составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Из приведенной нормы Федерального закона следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщины на их получение обусловлено фактором рождения второго, третьего или последующих детей.

Удовлетворяя требования Михеевой Т.Н., суд первой инстанции пришел к выводу, что истец приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку ДД.ММ.ГГГГ родила третьего ребенка. При этом отсутствие свидетельства о рождении ребенка и факт его рождения мертвым, суд посчитал обстоятельством, не препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Из преамбулы Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки на семьи, имеющих детей, содержатся в ряде иных статей названного закона (ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2).

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать информацию, в том числе, о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается, государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Какие-либо гражданские права и обязанности у ребенка, родившегося мертвым, не возникают, как не возникают права и обязанности родителей в отношении такого ребенка.

С учетом изложенного, исходя из правового смысла положений ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», преамбулы и статей 1, 3, 4, п.п. 1, 2 ст. 7, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у Михеевой Т.Н. не возникает.

Наличие у истца двух детей, родившихся до 01 января 2007 года, не дает ей право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку согласно требованиям ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших второго ребенка после 1 января 2007 года.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным Федеральным законом является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 сентября 2010 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Михеевой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ за , о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал отказать.

Председательствующий Судьи:

33-3524/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Михеева Т.Н.
Ответчики
УПФ РФ в г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Севастьянова Н.Ю.
13.10.2010Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее