Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2015 г. <адрес>.
Волжский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истцов ФИО4, действующего на основании доверенности от 22.07.2015г., ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству финансов <адрес>, третье лицо Администрация Аткарского муниципального района <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку,
установил :
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, в обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации Аткарского муниципального образования <адрес> № от 20.08.2001г. он находился под опекой, в связи с чем, была назначена выплата пособия на его содержание. ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, в обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации ЗАТО <адрес> № от 30.09.2003г. он находился под опекой, в связи с чем, была назначена выплата пособия на его содержание. Выплата денежных средств опекунам в 2000-2004 годах производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. Задолженность по выплате опекунских пособий на содержание несовершеннолетнего ФИО1 за период с 2000-2004 г. с учетом индексации существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств составила 333.580,46 руб. Задолженность по выплате опекунских пособий на содержание несовершеннолетнего ФИО2 за период с 2003-2004 г. с учетом индексации существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств составила 36.368,30 руб.
Истцы, представители ответчика и третьего лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Представитель истцов в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просил взыскать с ответчика в пользу истцов задолженность по опекунским пособиям и понесенные истцами расходы по оплате услуг нотариусов по оформлению доверенностей на представителя.
Суд, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, с согласия представителя истцов в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ, ст. 40 ч. 3 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Согласно ст. 1 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
В силу ст. 5 ФЗ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 2000-2004 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 2000-2004 год в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних. В связи с этим отсутствуют основания для взыскания задолженности по опекунским пособиям с казны Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в 2000-2004 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (объединенного муниципального образования <адрес> и ЗАТО <адрес> ) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись управлением образования <адрес> саратовской области и ЗАТО <адрес>) за счет средств местного бюджета без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – <адрес> и его финансовый орган – министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской федерации.
Судом исследованы нормы питания, а также нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, представленные службой государственной статистики по <адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка. Суд считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря полученных истцом в период с 2000 года по 2004 год не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ, и не достигает установленного размера. При расчете следует руководствоваться сведениями, предоставленными службой государственной статистики <адрес>.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, являясь несовершеннолетним на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов № от 21.06.1996г. находился под опекой (попечительством) ФИО5, в связи с чем истцу была назначена выплата пособия с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10 ).
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являясь несовершеннолетним находился под опекой (попечительством) ФИО6, в связи с чем Постановлением ЗАТО <адрес> истцу была назначена выплата пособия с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22 ).
В период 2000-2004 годы именно органом местного самоуправления во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливался размер ежемесячного денежного пособия на одного ребенка, находящегося под опекой или попечительством.
Из представленного истцами расчетов следует, что : за период с 2000 г. по 2004г. сложилась задолженность перед истцом ФИО1 по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, а также расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, размер которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от 20.06.1992г. составляет не менее 4% расчетной стоимости содержания ребенка, а так же индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами «О федеральном бюджете на 2000 - 2015 г.г.», в сумме 333.580,46 руб. ( л.д. 3-4,11, 12-13,30-50);
за период с 2003 г. по 2004г. сложилась задолженность перед истцом ФИО2 по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, а также расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, размер которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от 20.06.1992г. составляет не менее 4% расчетной стоимости содержания ребенка, а так же индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами «О федеральном бюджете на 2003 - 2015 г.г.», в сумме 36.368,30 руб. ( л.д. 3-4, 23, 24-25,30-50);
Согласно расчетам истцов, подтвержденных сведениями службы государственной статистики <адрес>, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством). Указанные расчеты суд признает верным, кроме того, ответчик возражений на иск не представил, иных доказательств как того требует ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ, подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истцов подлежит взыскать расходы по оформлению доверенности на представителя: в пользу ФИО1 – 1.600 руб. ( л.д. 5), в пользу ФИО9 -1000 руб.( л.д.14).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес> в пользу ФИО1 задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию задолженности по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в сумме 333.580 ( триста тридцать три тысячи пятьсот восемьдесят) руб. 46 коп. и судебные расходы в сумме 1.600 (одна тысяча шестьсот) руб.
Взыскать с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес> в пользу ФИО2 задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию задолженности по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в сумме 36.360 (тридцать шесть тысяч триста шестьдесят восемь) руб. 30 коп. и судебные расходы в сумме 1.000 (одна тысяча) руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд <адрес>, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья И.А.Егорова
Помощник судьи ФИО8