Дело № 2-176/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2015 г. г. Нововоронеж
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Тюнина С.М.,
с участием ст.помощника прокурора Воронежской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Урюпина В.Г.,
представителя ответчика Департамента здравоохранения Воронежской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Попова А.Ю.,
представителя ответчика Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
Черниковой Г.Н.,
при секретаре Денисовой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Нововоронежа Воронежской области гражданское дело по иску Познахириной С.А. к Департаменту здравоохранения Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 33» Федерального медико-биологического агентства, Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Эндокринологический научный центр» о признании незаконными протокола и решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г., о признании незаконным бездействия Департамента здравоохранения по Воронежской области по обеспечению лекарственным препаратом и возложении обязанности по своевременному постоянному обращению за разрешением на ввоз лекарства, о признании незаконным бездействия ФГБУ Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр», выразившееся в не обеспечении проведения консилиума врачей, в неоказании медицинской помощи, предоставлении недостоверных сведений и возложении обязанности по проведению консилиума врачей, о возложении обязанности на Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» провести консилиум врачей и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Познахирина С.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 33» Федерального медико-биологического агентства, Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1» и просила признать незаконным протокол врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №33 Федерального медико-биологического агентства» № и решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.; признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения но Воронежской области, выразившееся в не обеспечении ее лекарственным средством МНН «Лиотиронин» в количестве 25 мкг/сут. с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время и возложить обязанность обеспечить постоянное своевременное оформление обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации за получением разрешения о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата МНН «Лиотиронин», решение обратить к немедленному исполнению; обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» обеспечить её лечение лекарственным препаратом МНН «Лиотиронин» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, обязать обеспечить постоянное своевременное обращение в Министерство здравоохранения РФ за получением разрешения о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата МНН «Лиотиронин», провести консилиум врачей на предмет назначения ей незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом, решение обратить к немедленном исполнению; взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федерального медико-биологического агентства» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере – <данные изъяты>; взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда с Департамента здравоохранения по Воронежской области в размере <данные изъяты>; взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда с Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> (л.д. 7-25).
В последующем Познахирина С.А. уточнила свои требования и просит признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения по Воронежской области, выразившееся в необеспечении ее лекарственным средством МНН «Лиотиронин» в количестве 25 мкг/сут. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, возложить обязанность на Департамент здравоохранения по Воронежской области обеспечить постоянное своевременное оформление обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации за получением разрешения о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата МНН «Лиотиронин», решение обратить к немедленному исполнению; признать незаконным бездействие ФГБУ Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр», выразившееся в необеспечении проведения консилиума врачей, в неоказании медицинской помощи, предоставлении недостоверных сведений и обязать ФГБУ Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр» провести консилиум врачей на предмет назначения ей незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом, решение обратить к немедленному исполнению; обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» провести консилиум врачей на предмет назначения ей незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом, решение обратить к немедленному исполнению; признать незаконным протокол врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федерального медико-биологического агентства» № и решение врачебной комиссии от 03.12.2014г.; взыскать в ее пользу с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федерального медико-биологического агентства» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>; взыскать в ее пользу с Департамента здравоохранения по Воронежской области компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>; взыскать в ее пользу с Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> копеек; взыскать в ее пользу с ФГБУ Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. ей была проведена субтотальная резекция щитовидной железы и назначена заместительная терапия (постоянно и пожизненно) лекарственным препаратом L-тироксином. ДД.ММ.ГГГГ ей дополнительно назначили лекарственное средство МНН «Лиотиронин», которое ей неоднократно было рекомендовано врачами эндокринологами: БУЗ ВО “Воронежская областная больница № 1», БУЗ Воронежского областного клинического онкологического диспансера, МСЧ № г.Нововоронежа, так как отсутствовали и в настоящее время отсутствуют медицинские показания для её изменения. ДД.ММ.ГГГГ решением Нововоронежского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы ей впервые была установлена третья группа инвалидности, а пожизненно - ДД.ММ.ГГГГ МСЭ подготовила для нее индивидуальную программу реабилитации инвалида, где в качестве восстановительной терапии указано: нуждается в постоянной заместительной терапии гормонами щитовидной железы: трийодтиронин и L-тироксин. Лекарства: трийодтиронин и L-тироксин она получала в аптеке бесплатно по льготным рецептам. ДД.ММ.ГГГГ она не смогла получить по льготному рецепту лекарства: трийодтиронин и L-тироксин из-за их отсутствия в аптеке длительное время, поэтому была вынуждена приобрести их за свой счет в г.Воронеже, а также отказаться от набора социальных услуг, в связи с этим ей стали выплачивать ежемесячную денежную выплату к пенсии по инвалидности, в том числе, для приобретения лекарств. В 2012г. лекарственное средство МНН «Лиотиронин» и лекарственные препараты его содержащие исчезли из аптек по всей территории России. С ДД.ММ.ГГГГ. она неоднократно обращалась к губернатору Воронежской области и в Департамент здравоохранения Воронежской области по вопросу приобретения жизненно необходимого для нее лекарственного средства МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития от 09.08.2005 г. №494, постановлением Правительства РФ от 29.09.2010г. №771 и Приказом Минздрава РФ от 02.08.2012г. №58н. Считая, что ответчики допустили нарушение ее прав на оказание медицинской помощи надлежащего объема и качества; необоснованно отказали в медицинской помощи по обеспечению лекарством МНН «Лиотиронин»; допустили низкий уровень качества в оказании медицинской помощи, который не соответствует установленным стандартам, не повлекшие причинение вреда здоровью застрахованного; допустили злоупотребления и предоставили недостоверную медицинскую документацию; необоснованно изменили заместительную терапию, исключив лекарственное средство МНН «Лиотиронин», назначенное ей в ДД.ММ.ГГГГ.; нарушили ее право, как застрахованного лица, в части информирования о причинах изменения заместительной терапии с исключением лекарственного средства МНН «Лиотиронин», о возможном риске, последствиях и результатах такого изменения, она обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 159-182).
Истец Познахирина С.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном ходатайстве просила перенести рассмотрение дела до ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 33» Федерального медико-биологического агентства России (далее ФГБУЗ «МСЧ № 33» ФМБА России), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГБУЗ «МСЧ № 33» ФМБА России.
Представитель ФГБУ «Эндокринолигический научный центр» Минздрава РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайства об отложении слушания дела не заявил, в представленных возражениях на иск просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, признал причины неявки истца в судебное заседание не уважительными и счел возможным, а явившиеся участники процесса не возражали, рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела истца, представителя ФГБУЗ «МСЧ № 33» ФМБА России, представителя ФГБУ «Эндокринолигический научный центр» Минздрава РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Воронежской Попов А.Ю. с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая на то, что есть заключение о том, что медицинских показаний к применению истцом лекарственного средства МНН «Лиотиронин» не имеется, а других доказательств истцом не представлено.
Представитель БУЗ Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» Черникова Г.Н. в судебном заседании поддержала мнение представителя ответчика Департамента здравоохранения Воронежской Попова А.Ю.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении иска необходимо отказать в полном объеме, поскольку истцом не представлены доказательства нарушения ее прав на оказание медицинской помощи надлежащего объема и качества, наличия медицинских показаний к применению лекарственного средства МНН «Лиотиронин», суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.
Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.
Возможность ввоза незарегистрированных лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента предусмотрены пунктом 10 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771 "О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации".
Согласно п.г) п.11 «Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 №771 заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук требуется только в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациента, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту.
Согласно п.д) п.2 указанных Правил, ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации могут медицинские организации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных норм издан приказ Минздрава России от 02.08.2012 № 58н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента" (зарегистрирован в Минюсте России 04.03.2013, 3 27438).
Порядок назначения и применения таких препаратов установлен приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2005 № 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям".
Решение о необходимости назначения препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, или учреждения Российской академии медицинских наук, либо учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором специализированной медицинской организации.
С 1 ноября 2006 года действует Перечень лекарственных средств, утвержденный Приказом Минсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. № 665 (редакция от 10 ноября 2011 года), согласно которому МНН Лиотиронин не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Пациент имеет право на: выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н, согласно которому назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется, в частности лечащим врачом.
Согласно ч. 5 статьи 37 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.11г. №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (части 1 и 2).
Консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, что истец Познахирина С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение многих лет наблюдалась в ФГБУЗ МСЧ №33, эндокринологом ВОКБ № по поводу узлового зоба. В ДД.ММ.ГГГГ году в ВОКБ № проведена резекция щитовидной железы. В дальнейшем наблюдалась эндокринологом ВОКБ №1. Продолжен рост узлов. ДД.ММ.ГГГГ в ООД проведена субтотальная резекция щитовидной железы по поводу гистологически подтвержденного фолликулярного рака щитовидной железы. В послеоперационном периоде получала заместительную терапию L-тироксином в дозировке 100 мкг/сут, на фоне которой развился гипотиреоз тяжелой степени. В ДД.ММ.ГГГГ освидетельствована во МСЭК и была признана инвалидом II группы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в отделении эндокринологии ВОКБ № с диагнозом: Хронический аутоиммунный тиреодит культи левой доли щитовидной железы. Гипотиреоз тяжелая форма (данные клинического обследования) в стадии медикаментозной компенсации. Дисциркуляторно-дисметаболическая энцефалопатия, вторичное иммунодефицитное состояние. Миокардиодистрофия. НО. При выписке из стационара рекомендована заместительная терапия: L-тироксин 100 мкг утром, трийодтиронин 25 мкг утром. Продолжала наблюдение у врача эндокринолога. В мае ДД.ММ.ГГГГ прошла переосвидетельствование МСЭ, установлена инвалидность III группы бессрочно. В индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ рекомендована постоянная заместительная гормональная терапия гормонами щитовидной железы: L-тироксин, трийодтиронин. В ДД.ММ.ГГГГ была обследована врачом эндокринологом, терапевтом. В марте ДД.ММ.ГГГГ консультирована эндокринологом ВОКБ №1, онкологом ВОКОД, рекомендовано продолжить заместительную терапию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на обследовании в ФГБУ ЭНЦ с диагнозом: Первичный послеоперационный гипотиреоз в стадии медикаментозной компенсации. Медикаментозный тиреотоксикоз. Избыточная масса тела. Дефицит витамина Д. В отделении проведено обследование. По результатам исследования показана коррекция терапии - переход на монотерапию L-тироксином в дозе 100 мкг в сутки (с отменой лиотиранина). Познарирнна С.А. отказалась от рекомендуемой схемы лечения (л.д. 29, 41-42, 43, 44, 45-49).
ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание врачебной комиссии ФГБУЗ МСЧ № ФМБА России по вопросу назначения Познахириной С.А. незарегистрированного на территории РФ лекарственного средства с международным непатентованным названием «Лиотиронин» для оказания ей медицинской помощи по жизненным показаниям. Согласно выводам комиссии «Врачебная комиссия не устанавливает жизненных показаний приема Познахириной С.А. лекарственного препарата с МНН «Лиотиронин» и с учетом рекомендации ФГБУ ЭНЦ возможно проведение монотераппи L-тироксином в дозе 100 мкг в сутки» (л.д. 28).
В связи с обращением Познахириной С.А. по вопросу обеспечения её лекарственными препаратами с МНН «Лиотиронин», 20.11.2014г. Департамент здравоохранения Воронежской области обратился в ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ с просьбой предоставить заключение консилиума врачей ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ о назначении Познахириной С.А. для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ лекарственного средства с МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза, предусмотренного п.11 «Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № либо мотивированную информацию об отказе в установлении жизненных показаний к применению указанного препарата.
ДД.ММ.ГГГГ по запросу Департамента здравоохранения Воронежской области (письмо № ДД.ММ.ГГГГ г.) состоялся консилиум врачебной комиссии ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ г.) по вопросу назначения Познахириной С.А. незарегистрированного на территории РФ лекарственного средства с международным непатентованным названием «Лиотиронин». Согласно единогласно принятому решению «Медицинских показаний для назначения комбинированной терапии левотераксином натрия и лиотиронином пациентке Познахириной С.А. на момент госпитализации в ФГБУ ЭНЦ в апреле 2014 года нет». На основании указанного консилиума врачей, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент здравоохранения Воронежской области ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ сообщил об отсутствии у Познахириной С.А. «медицинских показаний для назначения лиотиронина» (л.д. 64-65, 66-67, 231-233).
Учитывая, что у Познахириной С.А. отсутствуют жизненные показания к применению МНН «Лиотиронин», она не находится на лечении ни в ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ ни в ФГБУ ВОКБ №1, отсутствует разрешение Министерства здравоохранения РФ на ввоз данного препарата, суд находит не подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ и ФГБУ ВОКБ №1, провести консилиум врачей на предмет назначения ей незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза.
На основании изложенного и принимая во внимание, что в связи с обращением Познахириной С.А., ДД.ММ.ГГГГ Департамент здравоохранения Воронежской области обратился в ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ с просьбой предоставить заключение консилиума врачей ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ о назначении Познахириной С.А. для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ лекарственного средства с МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза, в ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Познахирина С.А. находилась на стационарном обследовании с 23 по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ по данному вопросу состоялся консилиум врачебной комиссии ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, которым принято решение об отсутствии у Познахириной С.А. «медицинских показаний для назначения лиотиронина», следовательно, требования Познахириной С.А. о признании незаконным бездействие Департамента здравоохранения по Воронежской области, выразившееся в необеспечении ее лекарственным средством МНН «Лиотиронин», о возложении обязанности на Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечения постоянного своевременного обращения в Министерство здравоохранения РФ за получением разрешения о необходимости ввоза указанного выше препарата и о признании незаконным бездействие ФГБУ Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр», выразившееся в необеспечении проведения консилиума врачей, в неоказании медицинской помощи, предоставлении недостоверных сведений, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд не находит правовых оснований для признания незаконным протокола врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федерального медико-биологического агентства» № и решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ поскольку выводы комиссии сообразуются с решением консилиума врачей Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр», протокол врачебной комиссии составлен на основании данных, имеющихся ФГБУЗ МСЧ № медицинских документов на Познахирину С.А., в том числе дубликата амбулаторной карты.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств отказа в медицинской помощи, незаконности действий (бездействий) ответчиков и их работников, доказательств подтверждающих причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) ответчиков и состоянием здоровья истца, то суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца к ответчикам о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы истца о том, что письмо ФГБУ «Эндокринологический научный центр» от ДД.ММ.ГГГГ. подписано ненадлежащим лицом – директором Института клинической эндокринологии, ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России, академиком М., суд находит несостоятельным, поскольку М. согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.226-230), является Председателем Врачебной комиссии, проводившей консилиум в отношении Познахириной С.А. на предмет назначения Познахириной С.А. для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ лекарственного средства с МНН «Лиотиронин» и необходимости его ввоза.
Ссылка истца на то, что, согласно выписному эпикризу ФГБУ «Эндокринологический научный центр» от ДД.ММ.ГГГГ. ей рекомендован МНН «Лиотиронин» (л.д.96-97) не свидетельствует о приведении в письме ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России и ответе Департамента здравоохранения Воронежской области № недостоверных сведений, поскольку согласно заключению данного выписного эпикриза Познахириной С.А. рекомендован отказ от приема лиотиронина и переход на монотерапию препаратами левотироксина натрия (л.д.41-42), однако, в связи с отказом Познахириной С.А. от проведения данного лечения и невозможности без наблюдения врача коррекции терапии, ей было рекомендовано и снижение дозы лиотиронина, при этом жизненных показаний для применения последнего на момент обследования в ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России у Познахириной С.А. не было.
Доводы ответчика ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России о пропуске истцом срока исковой давности, суд находит несостоятельными, поскольку из искового заявления Познахириной С.А. следует, что ответ из Департамента здравоохранения Воронежской области, в котором содержалась информация об отсутствии у неё жизненных показаний для назначения препаратов с МНН «Лиотиронин», она получила в ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, Познахирина С.А. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в суд с заявлением без пропуска исковой давности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств того, что ответчики допустили нарушение ее прав на оказание медицинской помощи надлежащего объема и качества; необоснованно отказали в медицинской помощи по обеспечению лекарством МНН «Лиотиронин»; допустили низкий уровень качества в оказании медицинской помощи, который не соответствует установленным стандартам, не повлекшие причинение вреда здоровью застрахованного; допустили злоупотребления и предоставили недостоверную медицинскую документацию; необоснованно изменили заместительную терапию, исключив лекарственное средство МНН «Лиотиронин», назначенное ей в ДД.ММ.ГГГГ нарушили ее право, как застрахованного лица, в части информирования о причинах изменения заместительной терапии с исключением лекарственного средства МНН «Лиотиронин», о возможном риске, последствиях и результатах такого изменения, а представленные истцом медицинские документы, различного рода переписка с ответчиками, Популярная медицинская энциклопедия, не свидетельствуют о том, что применение лекарства МНН «Лиотиронин» необходимо истцу по жизненным показаниям.
При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Познахириной С.А. к Департаменту здравоохранения Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 33» Федерального медико-биологического агентства, Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Эндокринологический научный центр» о признании незаконными протокола и решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г., о признании незаконным бездействия Департамента здравоохранения по Воронежской области по обеспечению лекарственным препаратом и возложении обязанности по своевременному постоянному обращению за разрешением на ввоз лекарства, о признании незаконным бездействия ФГБУ Минздрава РФ «Эндокринологический научный центр», выразившееся в не обеспечении проведения консилиума врачей, в неоказании медицинской помощи, предоставлении недостоверных сведений и возложении обязанности по проведению консилиума врачей, о возложении обязанности на Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница №1» провести консилиум врачей и взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тюнин С.М.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.06.2015 г.