РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2015 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сысоевой В.В.
при секретаре Гусевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-225 по иску Кшевитской И. В., действующей также в интересах <данные изъяты> ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Дон» о признании права собственности на часть жилого дома,
установил:
Кшевитская И.В., действующая также в интересах <данные изъяты> ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 обратилась в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Дон» (далее СПК «Дон») о признании права собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, подсобной площадью <данные изъяты> кв.м.
Исковые требования обоснованы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она проживает в квартире <данные изъяты>. Данная квартира была предоставлена ей СПК «Дон» в связи с работой в социальной сфере в сельской местности.
Ссылается на то, что в качестве членов ее семьи в квартире также зарегистрированы ее дети: сын ФИО1, дочь ФИО4, сын ФИО5 и дочь ФИО6
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании членов СПК «Дон» было принято решение о продаже жилых помещений по остаточной стоимости оценки БТИ проживающим в них членам кооператива. ДД.ММ.ГГГГ между ними (истцами) и СПК «Дон» был заключен договор купли-продажи вышеуказанного жилого помещения.
В настоящее время желают воспользоваться своим правом и приобрести занимаемое ими жилое помещение в собственность, чему препятствует отсутствие государственной регистрации права собственности на жилое помещение у СПК «Дон».
Считают, что приобрели право собственности на часть жилого дома, так как приобрели ее на законных основаниях по договору купли-продажи. С момента покупки жилого помещения они добровольно и открыто владеют ею как своей собственностью, постоянно проживают в ней, несут бремя расходов по ее содержанию.
Истец Кшевитская И.В., действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила иск удовлетворить.
Представители ответчика СПК «Дон» и третьего лица администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района, а также третье лицо Павлов Р.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела без их участия и отсутствии возражений против иска.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п.2 ст.8 ГК РФ право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются как нормами ГК РФ, так и Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пункт 1 статьи 17 Закона в качестве одного из оснований для регистрации указывает на вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Указанное правило основывается на подпункте 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ, согласно которому гражданские права и обязанности возникают также из судебного решения, их установившего.
По данному делу установлено, что жилой дом <адрес><данные изъяты>;
Квартира № по указанному адресу имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, жилую площадь <данные изъяты> кв.м, состоит из кухни площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, коридора площадью <данные изъяты> кв.м, туалета площадью <данные изъяты> кв.м, ванной площадью <данные изъяты> кв.м.
Из справки СПК «Дон» следует, что балансовая стоимость части жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей (л.д.21).
Согласно справке СПК «Дон» дом №, расположенный по адресу: <адрес>, находится на балансе хозяйства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20)
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание кооператива «Дон», на котором было принято решение о продаже жилых помещений, оставшихся в собственности кооператива, по остаточной стоимости оценки БТИ.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенному между ФИО10, действующим по доверенности от имени СПК «Дон» с одной стороны, и Кшевитской И.В., действующей также в интересах <данные изъяты> ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 с другой стороны, Кшевитская И.В. купила часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из исследованных письменных доказательств: копии личных паспортов ФИО1 и Кшевитской И.В.(л.д.9,10,), копии свидетельства о рождении ФИО5 (л.д.11), копии свидетельства о рождении ФИО6 (л.д.12), копии свидетельства о рождении ФИО4 (л.д.13), копии свидетельства о рождении ФИО1 (л.д.14), копии выписки из решения общего собрания членов СПК «Дон» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), копии выписки из протокола общего собрания членов СПК «Дон» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), копии договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18), копии выписки из похозяйственной книги (л.д.19), справок СПК «Дон» (л.д.20,21, 46), копии технического паспорта (л.д.22-32), копии уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП (л.д.33), копии кадастрового паспорта (л.д.34-35), копии квитанции к приходному кассовому ордеру и накладной № на сумму <данные изъяты> рублей (л.д.36), копии справки БТИ (л.д.37), копии справки администрации МО Епифанское (л.д.38), копии паспорта ФИО5 (л.д.50).
Анализируя установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что объект жилищного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, состоял на балансе СПК «Дон», у которого в силу п.1 ст.218 ГК РФ возникло основание для приобретения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество. Несмотря на отсутствие факта государственной регистрации прав собственности на жилой дом, фактический владелец в лице СПК «Дон» распорядился имуществом, заключив с Кшевитской И.В., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, сделку купли-продажи.
Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждают право истцов на получение в собственность занимаемого ими жилого помещения.
В рассматриваемом случае при передаче права собственности от СПК «Дон» к истцам должным образом не были оформлены документы первоначального собственника. Однако, данное обстоятельство не может служить препятствием для истцов в реализации своего законного права на получение в собственность жилья на основании заключенной сделки.
Также в судебном заседании установлено, что указанный дом отвечает всем признакам жилого дома, предусмотренным ч.2 ст.16 ЖК РФ, он представляет собой индивидуально-определенное здание, состоящее из изолированных друг от друга и расположенных на земельных участках индивидуального пользования двух частей, которые имеют отдельные входы, состоят из жилых и подсобных помещений, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Принимая во внимание, что дом <адрес> является единым жилым домом, а каждая из двух квартир, входящих в его состав, является частью жилого дома, истцы приобрели право собственности на часть жилого дома.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░1, ░░░4, ░░░5 ░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: