Решение по делу № 2-1498/2015 от 20.01.2015

Дело № 2-1558/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2015 года, г. Кострома

Свердловский районный суд г.Костромы в составе

председательствующего судьи Колесова Р.Н.,

при секретаре Зубовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Голобли Валентины Анатольевны к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что последняя является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), поскольку ее родители умерли. Жилых помещений на праве собственности или ином законном основании не имеет, достигла совершеннолетия. В отношении жилого помещения, в котором она зарегистрирована, Комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> вынесено заключение о невозможности проживания

Просил суд обязать ответчика - субъект Российской Федерации Костромская <адрес> в лице администрации <адрес> - предоставить ФИО4 из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6, истица ФИО7 поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика <адрес> ФИО8 исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что <адрес> является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, в жилищном фонде <адрес> на территории <адрес> нет свободных изолированных жилых помещений. Иных способов предоставления администрацией <адрес> жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством не предусмотрено. <адрес> не имеет полномочий ни на приобретение жилых помещений в жилищный фонд <адрес>, ни на заключение договоров найма специализированного жилого фонда. Приобретать жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномочен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>. Уполномоченным органом по содержанию имущества казны <адрес> является департамент имущественных и земельных отношений <адрес>.

Третьи лица департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, департамент финансов <адрес>, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>, департамент строительства, архитектуры и градостроительства <адрес>, администрация <адрес> в судебном заседании не присутствуют, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Указанное право прокурора предусмотрено также и ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что ФИО7 обратилась в прокуратуру за защитой своих прав <дата>.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Из положений ст. 55 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из п.п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 155.3. Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно статей 4, 5 данного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 данного Федерального закона детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот отнесены к специализированному жилищному фонду. Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предназначены для проживания детей-сирот в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Таким образом, на органы государственной власти субъектов РФ, в том числе и Костромскую область, возложена основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот.

Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Согласно п. 3 ч. 7 ст. 10.1 Закона Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации Костромской области от 11.03.2013 N 87-а утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, согласно п. п. 2, 4, 7 которого установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, осуществляется территориальным органом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> на основании документов, представленных уполномоченному органу детьми-сиротами и (или) их законными представителями или полученных уполномоченным органом посредством межведомственного взаимодействия в целях формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Решение оформляется в виде заключения, форма которого утверждается департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>.

Судом установлено, что ФИО7, <дата> года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами.

Судом установлено, что родителями ФИО1 являются ФИО2, <дата> года рождения, умершая <дата>, и ФИО3, <дата> года рождения, умерший <дата>.

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> от <дата> ФИО7 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес>, ГП «Костромаоблтехинвентаризация», истица, а так же ее родители жилых помещений в собственности не имеют.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр-н Якиманиха, <адрес> было закреплено за ФИО4 приказом Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> от <дата>. В настоящее время ФИО7 проживает в указанном жилом помещении на основании договора социального найма, однако<дата> Комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> принято заключение о признании невозможным факта ее проживания в указанном жилом помещении по тем основаниям, что площадь квартиры составляет 47,2 м2 при количестве зарегистрированных 5 человек, следовательно на каждого из них приходится по 9,44 м2, что менее учетной нормы.

В настоящее время ФИО7 обучается в ОГБПОУ «Кострмоской машиностроительный техникум» что подтверждено соответствующей справкой.

Суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО1, относящейся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, социального найма, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, в связи с чем она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма из специализированного фонда <адрес> на территории <адрес>.

В соответствии со ст. 8, 20, 26, <адрес>, принятого <адрес> от <дата> N 300-4-ЗКО, администрация <адрес> является высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>.

В <адрес> устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> - администрацией <адрес> является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти <адрес>, наделенным собственной компетенцией. Она в пределах своей компетенции на территории <адрес> обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, осуществляет на всей территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий <адрес> по предметам ведения <адрес> и полномочий <адрес> по предметам совместного ведения Российской Федерации и <адрес>; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает исполнение областного бюджета; управляет и распоряжается собственностью <адрес> в соответствии с законами <адрес>, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление <адрес> в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, ответчик обладает необходимыми полномочиями в установленном порядке, механизм которого закреплен в федеральных нормативных правовых актах и актах <адрес>, по обеспечению предоставления истцу жилого помещения. Определение порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес> по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот относится к полномочиям администрации <адрес>.

Учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> через Комитеты социальной защиты населения, опеки и попечительства. ФИО7 включена в соответствующий список, однако государственные органы не обеспечили реализацию ее прав на обеспечение жилым помещением.

Таким образом, в суде нашло свое подтверждение наличие оснований для удовлетворения исковых требований истца о предоставлении жилого помещения ФИО4, которая является лицом, относящимся к категории детей-сирот, достигла совершеннолетия, не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Местом жительства ФИО1 следует признать <адрес>, что подтверждается материалами дела и самой истицей, ответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора, заявленные в интересах ФИО1, суд находит подлежащими удовлетворению. На администрацию <адрес>, подлежит возложению обязанность предоставить ФИО4 из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории <адрес> с учетом нормы предоставления жилого помещения, подлежащей определению на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах ФИО1, удовлетворить.

Обязать субъект Российской Федерации – <адрес>, в лице администрации <адрес>, предоставить ФИО4 по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение на территории <адрес> из специализированного жилищного фонда <адрес> с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.

На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Председательствующий     Р. Н. Колесов

2-1498/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АКБ "РОСБАНК"
Ответчики
ИП Кузнецов Дмитрий Олегович
Кузнецова Н.А.
Храмцов А.В.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
20.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2015Передача материалов судье
23.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2015Предварительное судебное заседание
24.04.2015Судебное заседание
24.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее