дело № 33-8808/2016 судья первой инстанции – Шустова И.П.
докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2016 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи |
Рогозина К.В., |
судей |
Онищенко Т.С., Рошка М.В., |
при секретаре |
Сашко А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседаниипо докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определённые действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта РеспубликиКрым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 08 февраля 2016 года обратилась в суд с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просила:
- признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии;
- обязать ответчика включить в ее стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 3 года 6 месяцев 5 дней) в должности учителя русского языка и литературы в Житомирской средней школе №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего детского сада с. Запрудное; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора школы- сад с Запрудное, с ДД.ММ.ГГГГ (приказ уо от ДД.ММ.ГГГГ №-к) принята на должность учителя русского языка и литературы в общеобразовательную школу II степени по совместительству, а с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к ) по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) в качестве основного учителя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по совместительству на условиях срочного трудового договора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период временной нетрудоспособности;
- назначить ей досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Заявленные требования истец обосновывала тем, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионным фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Считает указанное решение считает незаконным. Отказ ответчика включить в её специальный стаж педагогический стаж спорные периоды работы в должности учителя, из-за отсутствия документов, подтверждающих работу учителя в течение полного рабочего дня, об учебной нагрузке является незаконным, т.к. не соответствует пункту 4 Правил утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года от, а также статье 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживают на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Не включение в её специальный педагогический стаж спорных периодов работы в должности заведующего детским садом, в должности директора школы-сада является незаконным, поскольку ответчик ссылается на то, что отсутствует справка об учебной нагрузке за ставку заработной платы. Однако, по смыслу закона такая справка не обязательна. Также, по мнению истца, неправомерным является отказ во включении специальный педагогический стаж спорного периода временной нетрудоспособности, поскольку за работником в период временной нетрудоспособности сохраняется рабочее место / л.д. 1-2, 17-18, 39-48/.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июня 2016 года указанный иск удовлетворен частично / л.д. 60-64/.
Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым № от 06 ноября 015 года об отказе в назначении ФИО11 досрочной трудовой пенсии.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым возложена обязанность включить ФИО1 в стаж работы, который даёт право на назначение досрочной трудовой пенсии в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Житомирской средней школе №;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего детским садом в с. Запрудное;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора школы-сада с. Запрудное;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней»,
период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым возложена обязанность назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ пенсию в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 67-73/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что общий страховой стаж истца, согласно документам, предъявленным при подаче заявления на назначение пенсии, составляет 25 лет 5 месяцев 6 дней, из них стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, как педагогическому работнику (педагогический стаж) — 17 лет 7 месяцев 21 день. В соответствии с правовой позицией в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 №2-П, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом, в силу части 1 статьи 2 Закона №208, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вывод суда о применении действовавшего на период осуществления трудовой деятельности истца норм Закона Украины от 05 ноября 1991 года №1788-XII «О пенсионном обеспечении» и Постановления Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года №909 противоречит нормам материального российского права, поскольку за назначением пенсии истец обратилась в 2015 году. Подсчет педагогического стажа осуществляется по правилам российского законодательства, которые и были применены при рассмотрении заявления ФИО1 о назначение пенсии. Решение суда о включении отдельных периодов в педагогический стаж истца вынесено на основании документов, не представленных истцом в Управление для разрешения вопроса о назначении пенсии. Вывод суда о незаконности принятого Управлением решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии ФИО1 и возложении обязанности назначить пенсию истцу с момента возникновения права является необоснованным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Истец – ФИО1 и ее представитель – ФИО12 в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д. 92/.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав истца и ее представителя, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности.
В частности, как следует из данного решения, в педагогический стаж работы истца не были зачтены следующие периоды работы истца:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Житомирской средней школе № (всего 3 года 6 месяцев и 05 дней);
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего детским садом в с. Запрудное, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора школы-сада с. Запрудное (всего 3 года 8 месяцев и 06 дней);
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1-й категории управления образования Алуштинского городского совета (всего 3 месяца и 12 дней);
4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней» (всего 3 месяца и 17 дней);
5) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская школа» (всего 5 дней).
Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
В соответствии со статьей 8 указанного закона, действовавшего на момент обращения истца за назначением пенсии и подлежащего применению к спорным правоотношениям, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом, пунктом 19 части 1 статьи 30 этого закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Определение списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации, что следует из части 2 этой статьи.
Частью 3 этой статьи определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации №665 от 16 июля 2014 года установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, для учета периодов педагогической деятельности истца, имевшей место до 1 января 1992 года применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), а для соответствующей деятельности истца, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно подлежит применению Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), указана должность учителя средней школы, независимо от наименования.
В Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06 сентября 1991 года, также указана должность учителя средней школы.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Житомирской средней школе № в должности учителя русского языка и литературы /л.д. 4/.
Согласно справок № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Житомирской средней школе № в должности учителя русского языка и литературы /л.д. 11, 54-55/.
Отказывая истцу засчитать в ее страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Житомирской средней школе № (всего 3 года 6 месяцев и 05 дней), ответчик исходил из отсутствия в предоставленных документах сведений выполнении работы учителя в течение полного рабочего дня.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Российской Федерации №516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации /Правила №516/.
Пунктами 1, 4 Правил №516 предусмотрено, что наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, положениями пунктов 1, 4 Правил №516 для исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, подлежат применению, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, а т.ч. иными правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной пенсии, утвержденными при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
29 октября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации №781 были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» /Список №781/ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» /Правила №781/.
Должность учителя средней школы указана в Списке №781.
Пунктом 4 Правил №781 установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Таким образом, работа истца учителем русского языка и литературы Житомирской средней школе № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующего детским садом в с. Запрудное, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности директора школы-сада с. Запрудное /л.д. 5/.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в детском саду с. Запрудное Маломаякского сельского совета в должности заведующей, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности директора школы-сада (начальная школа) с. Запрудное Маломаякского сельского совета.
Детский сад с. Запрудное состоял на балансе Маломаякского сельского совета, на основании решения сессии Маломаякского сельского совета от 21 декабря 2001 года был реорганизован в Запруднескую школу-сад.
Отказывая истцу засчитать в ее страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего детским садом в с. Запрудное, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора школы-сада с. Запрудное (всего 3 года 8 месяцев и 06 дней), ответчик исходил из отсутствия в предоставленных документах сведений выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Однако, как следует из материалов дела, истец, работая заведующей детского сада с. Запрудное, также работала в школе с. Запрудное, т.е. в сельской местности, учителем русского языка и литературы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации №665 от 16 июля 2014 года, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список №781 содержит как должности заведующего детским садом и директора школы-сада, так и учителя школы.
В соответствии с пунктом 6 Правил №781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Запрудненская неполная средняя школа и детский сад с. Запрудное реорганизованы в Запрудненскую школу I ступени-сад и Запрудненскую среднюю общеобразовательную школу на основании решения 22 сессии 23 созыва Маломаякского сельского совета №22-3 от 21 декабря 2001 года.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, истец работала учителем русского языка и литературы в Запрудненской общеобразовательной школе по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ в качестве основного учителя.
Указанная школа расположена в селе Запрудное на территории Маломаякского сельского совета, т.е. в сельской местности (в населенном пункте, на территории которого преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции).
Тот факт, что село Запрудное является сельской местностью подтверждается постановлением Совета Министров Республики Крым №219 от 23 июля 2014 года с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Крым №448 от 19 сентября 2016 года.
Кроме этого, работа истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего детским садом в с. Запрудное, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора школы-сада с. Запрудное (всего 3 года 8 месяцев и 06 дней) имело место на территории Украины.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21 марта 2014 года ратифицирован Федеральный конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №2-П от 29 января 2004 года, введение Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего момент приобретения права.
С учётом указанной правовой позиции, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорный период работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21 июля 2014 года, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 1 статьи 1).
При назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно (часть 5 статьи 2).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ (часть 1 статьи 4).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №84-ФЗ от 05 мая 2014 года, лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии счастью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Постановлением Кабинета Министров Украины №909 от 04 ноября 1993 года был утвержден Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения, труда и социальной защиты и должностей, которые дают право на пенсию по выслуге лет.
В соответствии с данным Перечнем, пенсия по выслуге лет при наличии стажа работы не менее 25 лет назначается заведующим дошкольных учебных (воспитательных) заведений всех типов, директора и учителя общеобразовательных учебных заведений.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №620 от 03 июня 2014 года установлены соответствиедолжностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.
В частности, должность «учитель», установленная Кабинетом Министров Украины, соответствует должности «учитель», установленной в Российской Федерации; должность «директор школы - детского сада», соответствует должности «директор», установленной в Российской Федерации; должность «заведующий дошкольного учебного заведения», соответствует должности «заведующий», установленной в Российской Федерации.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней».
Согласно справкам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней».
Отказывая истцу засчитать в ее страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней» (всего 3 месяца и 16 дней), ответчик исходил из отсутствия в предоставленных документах сведений выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Указанная школа расположена в пгт. Партенит, т.е. в сельской местности (в населенном пункте, на территории которого преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции).
Тот факт, что пгт. Партенит является сельской местностью подтверждается постановлением Совета Министров Республики Крым №219 от 23 июля 2014 года с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Крым №448 от 19 сентября 2016 года.
Таким образом, работа ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней» (всего 3 месяца и 16 дней) подлежит зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская школа».
Отказывая истцу засчитать в ее страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская школа» (всего 5 дней), ответчик исходил из того, что в данный период времени обозначен в документах, как период временной нетрудоспособности, в течение которого страхователь – МОУ «Партенитская школа» страховые взносы в ПФР не начислял.
Согласно пункту 5 Правил №, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года №9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией судами прав граждан на трудовые пенсии», из которого следует, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о включении страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, указанные периоды работы ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Житомирской средней школе №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего детским садом в с. Запрудное; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора школы-сада с. Запрудное; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней», период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они являются законными и обоснованными.
Также, суд первой инстанции обосновано возложил на ответчика обязанность назначить ФИО1 пенсию в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, с момента возникновения у истца права на указанную пенсию – с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж истца спорных периодов работы и неправильном применении при этом судом норм материального права.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, поскольку они противоречат указанным нормам материального права, которые регулируют спорные правоотношения в данный период времени.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на его законность и обоснованность либо опровергали бы выводы суда, а по сути направлены на несогласие с ними, соответственно, отмену законно постановленного судебного акта повлечь не могут.
В частности, характер работы истца подтвержден письменными документами (трудовой книжкой и справками), которые содержатся в материалах дела и соответствуют требованиям процессуального закона об относимости и допустимости доказательств.
Ответчиком при отказе истцу в назначении пенсии не были учтены вышеуказанные нормы материального права, которые подлежали применению.
Судом первой инстанции, правильно установлены факты, которыми обосновываются требования и возражения, и доказательства, которыми они подтверждаются, правоотношения и нормы материального права, которые регулируют эти правоотношения и принято решение по делу на основании доказательств, предоставленных сторонами в установленном законом порядке.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований (относительно период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1-й категории управления образования Алуштинского городского совета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Партенитская общеобразовательная школа I-III ступеней») не обжаловано сторонами в установленном законом порядке, в связи с чем, не является предметом апелляционного рассмотрения.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. АлуштаРеспубликиКрым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи