Дело №2-658/2018
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
29 ноября 2018 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Бальчиновой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «<адрес>» о понуждению к устранению нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд в интресах неопределенного круга лиц, истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> просит возложить на МБДОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить требования санитарного законодательства, а именно: на использование водного объекта (скважина) в хозяйственно-питьевых целях получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; на проект зон санитарной охраны подземный водоисточник (скважина), используемый для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; решить вопрос по расположению котельной, которая расположена в первом поясе зоны санитарной охраны, являющейся источником химического загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых и лечебных целях; обеспечить кабинет химии лаборантской; обязать Администрацию МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства МБДОУ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Мальцев А.А. исковые требования уточнил, просил возложить на МБДОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить требования санитарного законодательства, а именно: на использование водного объекта (скважина) в хозяйственно-питьевых целях получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; на проект зон санитарной охраны подземный водоисточник (скважина), используемый для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; решить вопрос по расположению котельной, которая расположена в первом поясе зоны санитарной охраны, являющейся источником химического загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых и лечебных целях. Обязать Администрацию МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий по устранению указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также просил возложить на МБДОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить кабинет химии лаборантской. Обязать Администрацию МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий по устранению указанного нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что изменение сроков исполнения для устранения ответчиками нарушений связано с поступлением в адрес истца письма от заместителя руководителя администрации МО «<адрес>» Д. о необходимости увеличения указанных сроков до <данные изъяты>. Сроки исполнения до <данные изъяты> считает завышенными, настаивал на установлении сроков, предложенных истцом, поскольку в ходе проверки школы были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, учреждению уже выдавалось предписание от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения не устранены до настоящего времени, не приняты меры по направлению заявок на осуществление финансирования на данные мероприятия, иные меры по исполнению. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» Ниязов Р.Ш. требования признал, суду пояснил, что с нарушениями согласен, однако на их устранение нет денежных средств. Просил увеличить сроки исполнения устранений нарушений согласно письму от заместителя руководителя администрации МО «<адрес>» Д. от ДД.ММ.ГГГГ. На вопросы суда о бездействии ответчика, в том числе по направлению заявок на финансирование с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, пояснения дать не смог. Считает, что со стороны директора МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» предпринимались все зависящие от него меры для устранения нарушений, но в силу статуса юридического лица как бюджетного учреждения, он не мог самостоятельно устранить нарушения, указанные в предписании.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Еранский Е.В.исковые требования признал, суду пояснил, что на устранение недостатков требуются значительные финансовые вложения, время для изыскания денежных средств и исправления недостатков, также просил увеличить сроки исполнения по устранению нарушений. Кроме того, пояснил, что до настоящее время не решен вопрос по устранению нарушений, в частности, по расположению котельной, не составлена ориентировочная стоимость работ по ее строительству.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалам дела, МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным общеообразовательным бюджетным учреждением.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ, Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу п. 3, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно ст. 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч. 1 ст. 11, ст. 28 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ст. 39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.п. 2, 15 части 3 ст.28 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Федерального Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п. 4 ст. 18 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно п. 3.7. санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не допускается захоронение отходов, размещение свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, являющихся источниками химического, биологического или радиационного загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целях.
В соответствии с п. 4.10. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства угрожают жизни и здоровью учащихся, а также работников МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа».
В нарушение вышеуказанных требований в МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам, не решен вопрос по расположению котельной, являющейся источником химического загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод.
Обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» и администрации МО «<адрес>» существовала как на период выдачи предписания, так и на сентябрь ДД.ММ.ГГГГ, когда была проведена проверка исполнения предписания.
Наличие указанных нарушений ответчиками не оспорено, доказательств устранения нарушений не представлено.
Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что несоблюдение ответчиками нормативно-правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных опасных нормативов, создает угрозу жизни и здоровью, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний среди несовершеннолетних детей, обучающихся в МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа».
Перечисленные выше нормы права обязывают МО «<адрес>» как учредителя и непосредственно МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно Уставу МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа», утвержденному постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, и согласованному с председателем Комитета имуществу, землепользованию и градостроительству <адрес>, МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией, финансируемой полностью (или частично) за счет средств бюджета муниципального образования.
Учредителем МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» является Администрация муниципального образования «<адрес>».
Таким образом, в полномочия Администрации МО «<адрес>» входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.
Учитывая, что Администрация МО «<адрес>» как учредитель МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа» обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования Управления Роспотребнадзора по РБ об обязании Администрации МО «<адрес>» осуществить финансирование для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно материалам дела, в ходе проверки также было установлено, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя. Не установлено наличие виновных действий со стороны директора МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа», так как им предпринимались все зависящие от него меры для устранения нарушений, но в силу статуса юридического лица как бюджетного учреждения, он не мог самостоятельно устранить нарушения, указанные в предписании.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, мнение представителя истца, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также то, что для решения вопроса финансирования требуется значительное время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда по требованию истца об обязании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Иройская средняя общеобразовательная школа» обеспечить кабинет химии лаборантской до ДД.ММ.ГГГГ, по остальным требованиям к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Иройская средняя общеобразовательная школа» - до ДД.ММ.ГГГГ. Также суд считает возможным установить сроки исполнения решения суда по требованию истца об обязании Администрации МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иройская средняя общеобразовательная школа» по устранению указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
Определенные сроки совершения данных действий суд считает достаточными, соответствующими требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям образовательного процесса.
Доводы ответчиков о недостаточности бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, отсутствии доказательств приоритетности устранения нарушений суд признает несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает от исполнения установленных законом обязанностей.
На дату рассмотрения настоящего иска материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанные сроки.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО «<адрес>», как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансового положения, финансирования за счет бюджетных средств, суд полагает возможным освободить от уплаты госпошлины МБОУ «Иройская средняя общеобразовательная школа».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> удовлетворить.
1. Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иройская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- получить на использование водного объекта (скважина) в хозяйственно-питьевых целях санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- получить на проект зон санитарной охраны подземный водоисточник (скважина), используемый для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам;
- решить вопрос по расположению котельной, которая расположена в первом поясе зоны санитарной охраны, являющейся источником химического загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых и хозяйственно-бытовых и лечебных целях,
Обязать Администрацию МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иройская средняя общеобразовательная школа» по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иройская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить кабинет химии лаборантской.
Обязать Администрацию МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иройская средняя общеобразовательная школа» по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Освободить муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иройская средняя общеобразовательная школа» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2018 года.
Судья Фёдорова Д.М.