Дело № 2-544/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,
при секретаре Бабушкиной Т.Л.,
с участием истца Белкиной Т.В., представителя ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Михеева А.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Захаровой Ю.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белкиной Т. В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, инженеру ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Веселковой А.Б., Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о признании незаконным решения отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, об обязании Управления Федерального казначейства по Пермскому краю возвратить государственную пошлину,
У С Т А Н О В И Л:
Белкина Т.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, инженеру ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Веселковой А.Б., Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о признании незаконным решения отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от Дата №, об обязании Управления Федерального казначейства по Пермскому краю возвратить государственную пошлину, уплаченную за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в размере ... рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что инженером Веселковой А.Б. выявлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте с кадастровым номером ..., расположенным по адресу: Адрес; вид объекта – здание; назначение – нежилое, площадь ... кв.м. Обращаясь к ответчику, она просила внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – садовый домик площадью ... кв.м., расположенном по адресу: Адрес, в соответствии с правоустанавливающими документами. Однако, в обжалуемом решении имеется ссылка на объект недвижимости ей не принадлежащий, поскольку неверно указан район в котором он расположен, искажена площадь объекта.
Истец Белкина Т.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Михеев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указал, что обнаруженную техническую ошибку в настоящий момент исправили, изготовили кадастровый паспорт на объект.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Захарова Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик инженер ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Веселкова А.Б. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО принадлежит на праве собственности садовой домик, общей площадью 16,5 кв.м., лит. А, с верандой, лит. а, террасой, лит. а1, баней, лит. Г, туалетом, лит. Г1, душем, лит. Г2, расположенный по адресу: Адрес (л.д. 7).
Дата Белкина Т.В. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о следующем ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами: здание, расположенное по адресу: Адрес, приложив к нему свидетельство о государственной регистрации права от Дата №, ..., технический паспорт на здание от Дата Регистрационный номер заявления № (л.д. 15).
Кроме того, Дата Белкина Т.В. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: Адрес, приложив договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации права, платежный документ (л.д. 34).
Действительно, Дата Белкина Т.В. произвела оплату денежных средств в размере ... рублей, из которых ... рублей – платеж за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости, ... рублей – комиссии. Денежные средства в размере ... рублей перечислены в УФК по Пермскому краю (филиал ФГБУ ФКП Росреестр), что подтверждается чеком от Дата (л.д. 15, 35).
По результатам рассмотрения заявления Белкиной Т.В. от Дата, зарегистрированного за номером №, и представленных документов, органом кадастрового учета в соответствии с п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» принято оспариваемое решение от Дата № об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д. 6-7).
В обоснование отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости указано, что кадастровым органом выявлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ...; вид объекта – здание; назначение – нежилое, площадь ... кв.м. Для внесения изменений в характеристики объекта, содержащегося в государственном кадастре недвижимости заявителю рекомендовано обратится с заявлением об учете изменений с приложением документов, состав которых определен ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Полагая, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушающим ее права, а оплаченные денежные средства в размере ... рублей подлежат возврату, поскольку услуга надлежащим образом не оказана, истец обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о кадастре) предусмотрено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно п. 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Частью 1 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрены подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
Судом установлено, что до подачи истцом заявления в кадастровый орган о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в государственном кадастре недвижимости содержались сведения об объекте с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: Адрес; вид объекта – здание; назначение – нежилое, площадь ... кв.м.
Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа в удовлетворении заявления заявителя о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Действительно, как установлено в судебном заседании, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, носили не достоверный характер, а именно в части площади объекта недвижимости и его адреса.
Однако, проверив оспариваемый отказ кадастрового органа, суд находит его законным и обоснованным, поскольку в случае удовлетворения указанного заявления в государственном кадастре недвижимости появятся дублирующие сведения, что является недопустимым.
Наличие технической ошибки в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не является основанием для внесения вновь сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости.
Порядок исправления технической ошибки урегулирован в статье 28 Закона о кадастре, в силу которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости) подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Истец в кадастровый орган с заявлением об учете изменений соответствующего объекта недвижимости не обращалась.
Установив наличие в кадастровых сведениях технической ошибки, кадастровый орган самостоятельно внес соответствующие изменения, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от Дата №.
Таким образом, судом не установлено, что оспариваемое решение кадастрового органа несоответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы истца.
В силу части 1 статьи 14 Закона о кадастре, общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; 2) кадастровой выписки об объекте недвижимости; 3) кадастрового паспорта объекта недвижимости; 4) кадастрового плана территории; 4.1) кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости; 5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 ст. 14 Закона о кадастре).
Частью 4 статьи 14 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 11 этой же статьи Закона за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается государственная пошлина.
Как следует из материалов дела, Белкина Т.В. обратилась Дата в кадастровый орган не только с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, но и с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 343, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2010 г., регистрационный № 18555, утверждены порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, содержащийся в приложении № 1, и размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, приведенные в приложении № 2 (далее - Приложение N 2).
Приложение № 2 представляет собой таблицу, в которой в зависимости от формы представления (в виде бумажного или электронного документа), от плательщика (органы государственной власти, органы местного самоуправления; физические лица; юридические лица), а также от вида запрашиваемого документа предусмотрены размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде твердых денежных сумм.
При запросе физическими лицами указанных ниже документов установлены следующие размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости: копии межевого плана, технического плана в виде бумажного документа - 800 руб. (в виде электронного документа - 250 руб.); прочих документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, на бумажном носителе - 200 руб. за каждый экземпляр (в электронной форме - 50 руб.); кадастровой выписки об объекте недвижимости в виде бумажного документа - 400 руб. (в электронном виде - 150 руб.); кадастрового паспорта объекта недвижимости в виде бумажного документа - 200 руб. (в виде электронного документа - 150 руб.); кадастрового плана территории в виде бумажного документа - 800 руб. (в электронном виде - 150 руб.).
Таким образом, предоставление кадастровым органом сведений государственного кадастра недвижимости физическим лицам осуществляется за плату, а именно: в виде бумажного документа - 200 руб. (в виде электронного документа - 150 руб.). Бесплатное предоставление указанных сведений не предусмотрено.
Как следует из пояснений сторон, по результатам рассмотрения заявления Белкиной Т.В. от Дата о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресуАдрес, кадастровый орган выдал заявителю кадастровый паспорт земельного участка, тем самым, исполнил заказанную заявителем услугу.
Более того, поданное истцом заявление в кадастровый орган, по результатам рассмотрения которого кадастровым органом вынесено оспариваемое истцом решение, платой не облагалось, следовательно, связывание истцом незаконность отказа с возвратом уплаченной платы является необоснованным.
В силу части 1 статьи 14 Закона о кадастре внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
Следует отметить, что из оплаченных Белкиной Т.В. денежных средств в размере ... рублей, ... рублей являлось взиманием комиссии банка за перечисление денежных средств.
Истцом произведена плата за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке в установленном законом размере, в связи с чем, учитывая выдачу ей кадастровым органом кадастрового плана земельного участка, требование истца об обязании УФК по Пермскому краю возвратить плату за предоставление сведений в государственном кадастре недвижимости в размере ... рублей не может быть признано законными и обоснованным.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Белкиной Т. В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, инженеру ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Веселковой А.Б., Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о признании незаконным решения отдела кадастрового учета № 2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от Дата №, об обязании Управления Федерального казначейства по Пермскому краю возвратить государственную пошлину, уплаченную за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в размере ... рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Варакшина