Судья Солодилова Е.Ю. Дело № 33-613/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Смирновой Н.И., Ус Е.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 07 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года, по которому:
возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Мастицкому Ю.П. стажевый коэффициент 0,61 по специальному стажу с 3 сентября 2012 года;
возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Мастицкому Ю.П. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1985 года по 03.11.1987 года из расчета один день военной службы за два дня работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
в удовлетворении исковых требований Мастицкого Ю.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1985 года по 03.11.1987 года в общий стаж работы из расчета один день военной службы за два дня работы отказано;
взыскана с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа «...» в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мастицкий Ю.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми с требованиями о возложении обязанности включить период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1985 года по 03.11.1987 года в общий и специальный стаж в двойном размере, установить стажевый коэффициент для расчета пенсии 0,62 с 03 сентября 2012 года.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ – Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований в связи с нарушением норм материального права, указывая на то обстоятельство, что включение периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж в льготном исчислении противоречит действующему законодательству.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом, Мастицкий Ю.П., <Дата обезличена> рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 08 февраля 2011 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно записям в военном билете и в трудовой книжке истец проходил военную службу по призыву с 13.11.1985 года по 03.11.1987 года, что составляет 1 год 11 месяцев 20 дней. Данный период включен ответчиком в общий трудовой стаж Мастицкого Ю.П.
После периода военной службы с 22 августа 1988 года по 10 ноября 1988 года истец работал в качестве горнорабочего подземного 1 разряда в «Шахте «...» ОАО «...».
Признавая, что период прохождения службы подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, исходя из расчета один день военной службы за два дня работы, суд первой инстанции допустил неправильное толкование и применение норм материального права.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно пункту 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации… Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем, данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»
признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма – по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм – не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Как следует из Постановления, сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Признавая исковые требования Мастицкого Ю.П. в части возложения обязанности по включению периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в двойном размере в специальный стаж обоснованными, суд сослался на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при этом не учел, что указанный Закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. В то же время, в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда, из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеназванный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
С учетом включения в специальный стаж Мастицкого Ю.П. спорного периода в календарном исчислении, продолжительность такого стажа составит 14 лет 11 месяцев 04 дня, а стажевый коэффициент – 0,59.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Мастицкому Ю.П. стажевый коэффициент 0,61 по специальному стажу с 03 сентября 2012 года и зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР из расчета один день военной службы за два дня работы в специальный стаж изменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Мастицкому Ю.П. стажевый коэффициент 0,59 по специальному стажу с 03 сентября 2012 года; возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Мастицкому Ю.П. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13 ноября 1985 года по 03 ноября 1987 года в календарном исчислении в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –