АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-14719/2010
«24» января 2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С. Панасенко,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ
о привлечении индивидуального предпринимателя Радаева Сергея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явился;
от предпринимателя – Виноградовой М.А., действующей по доверенности от 01.06.2010 г. № 10, договор об оказании правовых услуг от 21.10.2010 № 41,
Сущность спора: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Радаева Сергея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административный орган, извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, явку своего представителя в суд не обеспечил.
С согласия представителя индивидуального предпринимателя и в отсутствие возражений со стороны административного органа, на основании абзаца 2 пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель предпринимателя с требованием административного органа не согласилась, полагает, что в действиях предпринимателя отсутствуют событие и состав вменяемого административного правонарушения, поскольку паспорт маршрута, схема маршрута и график движения оформлены в установленном законодательством порядке, при этом обязанность согласовывать указанные документы с органами местного самоуправления у предпринимателя отсутствует.
Суд, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Радаев Сергей Владимирович (далее – предприниматель Радаев С.В., предприниматель) зарегистрирован 15.04.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 308272310600020 и на основании лицензии от 01.10.2008 № АСС-27-034665, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
26.11.2010 старшим государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Семеновым Л.Б. на основании обращения администрации города Хабаровска от 15.01.2010 г. №1.1.37-55 и задания № 205 от 26.11.2010 г. проведены рейдовые мероприятия на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в г. Хабаровске, в ходе которых установлено, что 26.11.2010 в 10 часов 55 минут в г. Хабаровске на улице Суворова, 80 водитель Королев А.И. осуществлял перевозку пассажиров от имени предпринимателя Радаева С.В. по маршруту № 333с на автобусе ПАЗ-320540, государственный номер Х 724 РУ без паспорта маршрута, без схемы опасных участков маршрута, без графика (расписания) движения маршрута, утвержденных в установленном законодательством порядке.
По результатам проверки вышеуказанным должностным лицом составлен рапорт от 26.11.2010 № 489 об обнаружении признаков административного правонарушения.
Определением от 29.11.2010 № 277 предприниматель уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Определение получено предпринимателем согласно почтовой карточке 09.12.2010.
21.12.2010 государственным инспектором Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Хижняком В.Н. в отношении предпринимателя Радаева С.В., с участием его представителей, составлен протокол серии 27 № 003054/359 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя предпринимателя, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством согласования маршрутов пассажирских перевозок и выбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 5.7.2. Положения об обеспечении безопасности движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. №27 предусмотрено, что на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
Пунктом 5.7.4. вышеуказанного Положения предусмотрено, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Согласно пункту 5.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 организация перевозок на новых и действующих маршрутах осуществляется в установленном законом порядке. Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с пунктом 4.15-4.19.
В соответствии с пунктом 4.15. Положения с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов и т.д. требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяются по основаниям, изложенным в пункте 4.16. Положения.
Пунктом 4.17. Положения предусмотрено, что результаты обследования оформляются актом, в котором делается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. Решение вопросов об открытии маршрутов или продолжении эксплуатации в соответствии с пунктом 4.18. Положения входит в компетенцию органа исполнительной власти.
В данном случае законодатель предоставил органам местного самоуправления право по организации мер по безопасности дорожного движения, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Таким образом, предприниматель обязан представить соответствующие документы на утверждение в органы местного самоуправления, в данном случае, в администрацию города Хабаровска, а неисполнение данной обязанности является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП, в виде предупреждения или наложения на индивидуальных предпринимателей, с учетом положений статьи 2.4. КоАП РФ, административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя Радаева С.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Событие правонарушения и вина предпринимателя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении серии 27 № 003054/359 от 21.12.2010, рапортом от 26.11.2010 № 489, путевым листом от 26.11.2010 № 327, правоустанавливающими документами на автобус марки ПАЗ-320540, государственный номер Х 724 РУ 27, лицензией № АСС-27-034665 от 01.10.2008.
Судом по материалам дела не установлено обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. настоящего Кодекса, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.11.2010 по делу № А73-12370/2010.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает необходимым применить меру наказания в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); ИНН 2724135422, КПП 272401001, ОКАТО 08401000000, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040040000140 - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, исходя из обстоятельств совершения предпринимателем административного правонарушения, судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
индивидуального предпринимателя Радаева Сергея Владимировича, 20.11.1974 года рождения, уроженца г. Хабаровска, проживающего по адресу: 680051, г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, 38, кв. 225, зарегистрированного 15.04.2008 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 308272310600020, ИНН 272324905839 привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак