Дело № 2-12121/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рожновой О.Е.
при секретаре Преснове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романова А.Е. об оспаривании решения Совета депутатов ..... муниципального района ..... области, бездействия Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области, заинтересованные лица Совета депутатов ..... муниципального района ..... области, Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области,
с участием прокурора Ященко М.И., Романова А.Е., представителя Совета депутатов ..... муниципального района ..... области Тесля А.А., представителя Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области Игнатова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Романов А.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным в связи с нарушением ч.1 ст. 6 Закона ..... области «О муниципальных выборах в ..... области», ч.8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющих порядок назначения для голосования на досрочных выборах, решения Совета депутатов ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О назначении дня голосования по досрочным выборам Главы муниципального образования ..... района на ДД.ММ.ГГГГ. и отмене его результатов по основаниям, как: выборы выборных должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. досрочные выборы, не назначены уполномоченным органов в установленные срока, а также в нарушение законодательства, повлекших не реализацию конституционных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования;
признании бездействия Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области незаконным в связи с нарушением ч.6 ст. 6 Закона ..... области «О муниципальных выборах в ..... области», ч.8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обязывающих избирательную комиссию действовать и назначить досрочные выборы в установленные законом срока, а также в связи с тем, что выборы согласно закону должны состояться не позднее ДД.ММ.ГГГГ., возложении на Избирательную комиссию ..... муниципального района ..... области обязанности по назначению выборов Главы ..... района, установив срок, в течение которого указанная обязанность должна быть исполнена в соответствии с требованиями разумности, обеспечивающей прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, проживающих на территории муниципального образования.
В обоснование требований Романов А.Е. ссылается на то, что дата досрочных выборов была назначена решением Совета Депутатов ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №. Совет не имел права принимать такое решение, на момент его принятия Совет оказался неправомочным в силу отсутствия в составе представительного органа должностного лица, определенного Уставом района, которое вправе было подписывать решения Совета депутатов района. Исполняющая обязанности Главы района Шибанова М.А. подала в отставку в этот же день, на этом же заседании решением Совета депутатов № полномочия Шибановой как и.о.главы района были прекращены досрочно, решение вступило в силу с момента принятия его Советом. Следующим решением после отставки и.о.главы района Шибановой было решение Совета депутатов ..... района от ДД.ММ.ГГГГ. № которым была назначена дата досрочных выборов главы района на ДД.ММ.ГГГГ. Подписала это решение председательствующий на заседании депутат ..... районного Совета Гинтова Н.В., хотя ставить свою подпись под решением она права не имела. Кроме этого, досрочная отставка и.о.главы района повлекла за собой неправомочность Совета депутатов, выразившуюся в невозможности соблюдения процедуры вступления в силу решения Совета депутатов о назначении даты досрочных выборов главы ..... района. Избирательная комиссия по организации муниципальных выборов в ..... районе бездействовала, решения об установлении даты проведения досрочных выборов не принимала, хотя в силу закона именно на данный орган возлагалась обязанность по установлению даты выборов.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, заявление полагал подлежащим удовлетворению.
Представители Совета депутатов ..... муниципального района ..... области, Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области возражали против удовлетворения заявления, полагая его необоснованным.
Прокурор заявление полагал не подлежащим удовлетворению, требования необоснованными.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Совета депутатов ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы ..... муниципального района ..... области» назначены досрочные выборы Главы и Вице-главы ..... муниципального района ..... области по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию ..... муниципального района ..... области, на ДД.ММ.ГГГГг. Решение подписано Председательствующим на заседании Совета депутатов ..... муниципального района ..... области Гинтовой Н.В., опубликовано в официальном выпуске газеты ..... района ..... области ДД.ММ.ГГГГ. № (№).
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Закон о местном самоуправлении) муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также Закон о выборах) выборы в органы местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона ..... области от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальных выборах в ..... области» (далее - Закон о муниципальных выборах) выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования.
Частью 1 статьи 24 Устава ..... муниципального района ..... области, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №, (далее - Устав) Глава ..... муниципального района избирается населением ..... муниципального района на муниципальных выборах, возглавляет Совет депутатов ..... муниципального района и является его председателем с правом решающего голоса. В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Устава района Вице-глава района избирается сроком на 5 лет совместно с Главой района по единому избирательному бюллетеню.
Согласно ч. 2 ст. 36, ч. 1 ст. 40 Устава, выборы Главы (совместно с Вице-главой) назначаются Советом депутатов.
В связи с изложенным суд соглашается с доводами органов, чьи действия обжалуются, о том, что назначение выборов Главы и Вице-главы ..... муниципального района ..... области, в том числе досрочных, отнесено законодательством и Уставом к полномочиям Совета депутатов района.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 5 ст. 6 Закона о муниципальных выборах решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования; при назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Таким образом, решение о назначении досрочных выборов может быть принято не позднее чем за 54 дня до дня голосования. Следовательно, последним днем, когда Совет депутатов мог принять решение о назначении досрочных выборов на ДД.ММ.ГГГГ являлось ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Совета депутатов ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 2 части 1 статьи 26 Устава и заявления Главы ..... муниципального района А.Г. Гладышева были досрочно прекращены полномочия Главы ..... муниципального района А.Г. Гладышева.
В силу абзаца 7 статьи 15.2 Устава, в случае досрочного прекращения полномочий главы района досрочные выборы главы района и Вице-главы района не проводятся, а полномочия главы района исполняются Вице-главой (исполняющим обязанности вице-главы) района до истечения срока его полномочий.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия Главы ..... муниципального района стали исполняться и.о. Вице-главы района Шибановой М.А.
Решением Совета депутатов ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ № «О досрочном прекращении полномочий исполняющего обязанности Главы ..... муниципального района ..... области, исполняющего обязанности Вице-главы ..... муниципального района ..... области» полномочия Шибановой М.А. также прекращены досрочно.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ г., с момента принятия решения Совета депутатов №, Глава ..... муниципального района как орган местного самоуправления, выборное должностное лицо является неправомочным.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ, ч. 3 ст. 6 Закона о муниципальных выборах в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Согласно статье 40 Устава, выборы главы ..... муниципального района (совместно с Вице-главой) назначаются Советом депутатов на второе воскресенье сентября года, в котором истекают их сроки полномочий, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Совет депутатов имел право назначить выборы на ДД.ММ.ГГГГ при условии принятия не позднее ДД.ММ.ГГГГ и принятия решения о назначении выборов и сокращении сроков избирательных действий на одну треть.
Указания заявителя о том, что Совет депутатов на момент принятия решения являлся неправомочным в силу отсутствия в его составе должностного лица, определенного Уставом района, которое вправе подписывать решения Совета депутатов, не основаны на законе.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона о местном самоуправлении, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Часть 5 статьи 16 Устава гласит, что Совет депутатов считается избранным в правомочном составе, если депутатскими полномочиями обладают не менее двух третей (13 депутатов) от установленной Уставом численного состава депутатов Совета депутатов очередного созыва.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Устава, действовавшего на момент избрания Совета депутатов, Совет депутатов ..... муниципального района состоит из 20 депутатов, избираемых жителями района, и главы ..... муниципального района.
Согласно ч. 1.1 ст. 35 Закона о местном самоуправлении, уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования; заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В силу части 1 статьи 18 Устава, заседание Совета депутатов ..... муниципального района считается правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов.
Часть 1 статьи 35 Закона о местном самоуправлении не связывает определение правомочности состава представительного органа муниципального образования с наличием либо отсутствием главы муниципального образования, вне зависимости от его положения в структуре органов местного самоуправления.
Положение ч. 5 ст. 16 Устава, установившего, что Глава района входит в состав Совета депутатов района, также не связывает правомочность Совета депутатов с наличием или отсутствием Главы района.
Кроме того, положения ч. 1.1 ст. 35 Закона о местном самоуправлении и ч. 1 ст. 18 Устава не устанавливают в качестве обязательного условия правомочности заседания Совета депутатов присутствие на указанном заседании Главы района или лица, исполняющего его обязанности.
Системный анализ положений ст. 34, 35, 40 Закона о местном самоуправлении и ст. 13-23 Устава, позволяет сделать вывод о том, что Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального образования и обязан осуществлять возложенные на него законом и Уставом района полномочия по решению вопросов местного значения. При этом отсутствие главы муниципального образования или лица, на которое возложено исполнение его обязанностей, не освобождает представительный орган муниципального образования от указанных обязанностей. Иное толкование не обеспечивало бы предусмотренное ст. 3 Закона о местном самоуправлении право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Закона о местном самоуправлении нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона о местном самоуправлении глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Устава, Глава ..... муниципального района подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты и решения, принятые Советом депутатов.
Статьей 54 Устава определено, что решения и иные акты, имеющие нормативное содержание, принятые Советом депутатов, в течение 5 дней со дня принятия направляются главе ..... муниципального района для подписания и обнародования; решения Совета депутатов и иные акты Совета депутатов подписываются главой ..... муниципального района; решения и иные акты, имеющие нормативное содержание, принятые Советом депутатов по предметам исключительного ведения Совета депутатов, а также решения и иные акты, имеющие нормативное содержание, принятые Советом депутатов, подлежат подписанию в течение 10 дней со дня принятия, если иное не установлено федеральными законами, законами ..... области; нормативные правовые акты Совета депутатов ..... муниципального района вступают в силу через 10 дней после их обнародования, если иное не определено в самом нормативном правовом акте.
Таким образом, как следует из указанных положений Закона о местном самоуправлении и Устава, решения Совета депутатов подлежат подписанию Главой района вне зависимости от каких-либо обстоятельств, и не наделен полномочиями по его отклонению. При этом Глава района вправе выразить свое мнение в отношении проекта решения Совета депутатов исключительно посредством голосования за него или против него при рассмотрении на заседании Совета депутатов, где его голос учитывается как голос депутата. При таких обстоятельствах подписание решения Совета депутатов Главой района, являющимся по должности председателем Совета депутатов, подтверждает факт его принятия Советом депутатов и не связано с согласием Главы района на принятие решения.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона о выборах и части 5 статьи 6 Закона о муниципальных выборах, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Таким образом, законодательство о выборах устанавливает правила опубликования решения о назначении выборов, отличающиеся от общих правил, установленных Федеральным законом № и Уставом района, которые в силу ст. 54 Устава района, подлежат применению при принятии таких актов. Согласно этим правилам, срок, в течение которого решение должно быть опубликовано, исчисляется со дня принятия решения Советом депутатов и не может превышать 5 дней.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Устава, порядок работы Совета депутатов ..... муниципального района и депутатских комиссий устанавливается регламентом Совета депутатов и Положением о депутатских комиссиях Совета депутатов.
Решением Совета депутатов ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Регламент Совета депутатов ..... муниципального района (далее - Регламент), определяющий процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета, порядок образования и избрания его органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности Совета и его рабочих органов.
Пунктом 4 статьи 12.1 Регламента установлено, что в случае прекращения полномочий Главы ..... муниципального района и отсутствия лица, исполняющего обязанности Главы ..... муниципального района, заседание Совета ведет председательствующий, избранный из числа депутатов Совета путем проведения открытого голосования, большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, с оформлением протокольного решения Совета об избрании председательствующего.
Пунктом 6 статьи 30 Регламента определено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы ..... муниципального района и отсутствия лица, исполняющего обязанности Главы ..... муниципального района, решения Совета в течение 5 рабочих дней направляются для подписания председательствующему на заседании Совета, на котором были приняты соответствующие решения.
Пунктом 2.1. статьи 39 Регламента установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы ..... муниципального района и отсутствия лица, исполняющего обязанности Главы ..... муниципального района, решения Совета подписываются председательствующим на заседании Совета, на котором были приняты соответствующие решения.
Упомянутые положения Регламента не противоречат Уставу, поскольку Устав не содержит правового регулирования порядка проведения заседания, подписания решений Совета в случае отсутствия Главы района или лица, исполняющего его обязанности.
Учитывая досрочное прекращение полномочий Главы ..... муниципального района и отсутствие лица, исполняющего обязанности Главы ..... муниципального района, депутатами, присутствовавшими на заседании Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Регламента, единогласно, путем открытого голосования председательствующим была избрана депутат Н.В. Гинтова.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действительно последующее решение Совета депутатов ..... муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы ..... муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ было правомерно подписано председательствующим на заседании Совета депутатов ..... муниципального района Н.В. Гинтовой.
Таким образом, решение Совета депутатов принято в рамках полномочий Совета депутатов, подписано уполномоченным Регламентом Совета депутатов лицом и опубликовано в установленный законом срок. Принятием указанного решения была обеспечена реализация конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом о местном самоуправлении.
Суд также не может согласиться с доводами заявителя о нарушении его конституционного права быть избранным Главой ..... муниципального района. Решение о назначении выборов принято в соответствии с Законом о выборах, Законом о муниципальных выборах, Уставом и Регламентом, принято уполномоченным органом в правомочном составе в установленный законом срок, день голосования определен в соответствии с законом, с соблюдением сроков принятия решения о назначении выборов, решение опубликовано в установленный законом срок.
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона о муниципальных выборах выдвижение кандидатов начинается не ранее чем за 75 дней до дня голосования и заканчивается за 45 дней до дня голосования; с учетом сокращения сроков осуществления избирательных действий на одну треть, предусмотренного п. 2 Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы ..... муниципального района ..... области» на основании ч. 5 ст. 6 Закона о муниципальных выборах, выдвижение кандидатов начинается не ранее чем за 50 и заканчивается за 30 дней до дня голосования. Решением Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Главы и Вице-главы ..... муниципального района, согласно которому выдвижение кандидатов начинается ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ Однако, в указанный срок, равно как и в иные сроки, Романовым А.Е. заявление о согласии баллотироваться в Избирательную комиссию ..... муниципального района не представлялось, т.е. он не предпринял действий, необходимых в соответствии с законом для реализации своего конституционного права быть избранным.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого заявителем решения Совета депутатов от 21.07.2014 г. №11/43 «О назначении досрочных выборов Главы и Вице-главы ..... муниципального района ..... области» нарушений законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, допущено не было, основания для отмены результатов выборов отсутствуют. Поскольку оспариваемое решение Совета депутатов суд находит законным, оснований полагать незаконным бездействие Избирательной комиссии ..... муниципального района нет. Доводы, на которые ссылается заявитель, служить основанием для удовлетворения заявления не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Романова А.Е. о признании незаконным в связи с нарушением ч.1 ст. 6 Закона ..... области «О муниципальных выборах в ..... области», ч.8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющих порядок назначения для голосования на досрочных выборах, решения Совета депутатов ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О назначении дня голосования по досрочным выборам Главы муниципального образования ..... района на ДД.ММ.ГГГГ. и отмене его результатов по основаниям, как: выборы выборных должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. досрочные выборы, не назначены уполномоченным органов в установленные срока, а также в нарушение законодательства, повлекших не реализацию конституционных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования;
признании бездействия Избирательной комиссии ..... муниципального района ..... области незаконным в связи с нарушением ч.6 ст. 6 Закона ..... области «О муниципальных выборах в ..... области», ч.8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обязывающих избирательную комиссию действовать и назначить досрочные выборы в установленные законом срока, а также в связи с тем, что выборы согласно закону должны состояться не позднее ДД.ММ.ГГГГ., возложении на Избирательную комиссию ..... муниципального района ..... области обязанности по назначению выборов Главы ..... района, установив срок, в течение которого указанная обязанность должна быть исполнена в соответствии с требованиями разумности, обеспечивающей прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, проживающих на территории муниципального образования, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья