Дело № 2-2349/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2019 года р.п. Старая Майна
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Уланова А.В.,
при секретаре Карпухиной М.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, МУП «Старомайнское» о возложении обязанности создать условия для предоставления услуг бытового обслуживания населению р.п. Старая Майна Старомайнского района Ульяновской области
УСТАНОВИЛ
Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, МУП «Старомайнское» о возложении обязанности создать условия для предоставления услуг бытового обслуживания населению р.п. Старая Майна Старомайнского района Ульяновской области в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест. В обоснование исковых требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Старомайнский район» законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны жизни и здоровья, а также благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии со ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Согласно ч. 1.1 ст. 28 Устава муниципального образования «Старомайнский район», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области 22.11.2006 № 078-РСД, решению Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 18.03.2013 № 08-03-13 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области», Администрация муниципального образования «Старомайнский район» реализует полномочия администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение». Проверкой установлено, что в р.п. Старая Майна Старомайнского района Ульяновской области расположено 52 многоквартирных дома, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Общая численность населения в них составляет 6055 человек, из них нетрудоспособного и пожилого возраста - 1755 человек.
В соответствии с договором о закреплении объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МУП «Старомайнское» от 07.05.2019 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Старомайнский район» на праве хозяйственного ведения передал МУП «Старомайнское» административное здание, ранее эксплуатировавшееся под общественную баню, расположенное по адресу: ул. Красногвардейская, д. 38Б, р.п. Старая Майна, Ульяновская область.
С июня 2019 года по настоящее время деятельность общественной бани прекращена. При этом на территории муниципального образования «Старомайнский район» иных бань, имеющих общественную значимость и социальную направленность, не имеется.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 №163, «Общероссийским классификатором 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Неработоспособность общественной бани в р.п. Старая Майна свидетельствует о непринятии администрацией муниципального образования «Старомайнский район» мер к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ).
Просит обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район», МУП «Старомайнское» создать в р.п. Старая Майна Старомайнского района Ульяновской области условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест.
В судебном заседании помощник прокурора Старомайнского района Ульяновской области Мухамедов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Старомайнский район» Завьялова М.С. исковые требования не признала, суду показала, что альтернативе спорной бане в поселке нет, администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку часть полномочий были перераспределены.
Б*Н.Б. - Глава администрации «Старомайнское городское поселение» в судебном заседании исковые требования поддержал, при этом пояснил, что администрация района - является органом местного самоуправления по Федеральному закону № 131-ФЗ и по Уставам района и городского поселения (статья 23 и 34 Устава городского поселения), а значит она ответственна за создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 10 части 1 статьи 8 и пункт 13 части 1 статьи 25 Устава городского поселения), где услуги бани относятся к бытовому обслуживанию. Администрация городского поселения не образуется (абзац 4 части 1 статьи 23 Устава городского поселения), её полномочия в полном объёме исполняет Администрация района (статья 34 Устава городского поселения).
Представитель ответчика МУП «Старомайнское» Максимов Д.А. исковые требования не признал, пояснив, что МУП «Старомайнское» не является органом местного самоуправления, поэтому иск к нему считает не правомочным, МУП не является надлежащим ответчиком. За время неработоспособности с 15 июня 2019 года Администрацией района не сделано ничего для возобновления её работы, а только осуществлялось препятствие Совету депутатов, Главе поселения и МУП «Старомайнское» для осуществления финансирования и производства ремонта и возобновления работы бани. МУП образовалось на Совете депутатов, ремонт в бане производится за счет уставного капитала. Для этих нужд из бюджета предусмотрены субсидии, они обращались в администрацию, но им в устной форме отказали, по причине, что не предоставлен полный пакет документов.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
С июня 2019 года по настоящее время деятельность общественной бани прекращена. При этом на территории муниципального образования «Старомайнский район» иных бань, имеющих общественную значимость и социальную направленность, не имеется.
Судом установлено, что в р.п. Старая Майна Старомайнского района Ульяновской области расположено 52 многоквартирных дома, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Общая численность населения в них составляет 6055 человек, из них нетрудоспособного и пожилого возраста - 1755 человек, при этом услуги общественной бани на территории поселка не оказываются.
Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78 утвержден и введен в действие СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820 утверждена и введена в действие с 20.05.2011 актуализированная редакция настоящего документа (Свод правил 42.13330.2011).
Пунктом 6.26 СП 42.13330.2011 для поселков установлено наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей; в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до 3 мест.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.
Учитывая, в том числе полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, суд считает необходимым возложение на ответчиков обязанности по устранению выявленных в рассматриваемой сфере нарушений прав граждан.
Доводы ответчиков, что они не являются надлежащими ответчиками, суд считает не состоятельными, поскольку в соответствии с договором о закреплении объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МУП «Старомайнское» от 07.05.2019 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Старомайнский район» на праве хозяйственного ведения передал МУП «Старомайнское» административное здание, ранее эксплуатировавшееся под общественную баню, расположенное по адресу: ул. Красногвардейская, д. 38Б, р.п. Старая Майна, Ульяновская область, а на администрацию района законом возложена обязанность по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, иных доказательств суду не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56,57, 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, МУП «Старомайнское» создать в р.п. Старая Майна Старомайнского района Ульяновской области условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья