Решение по делу № 33-4754/2014 от 27.03.2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу N 33-4754 /2014

г. Уфа РБ 03 апреля 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Железнова О.Ф.,

судей Старичковой Е.А.

Хакимова А.Р,

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.

при секретаре Хаматдиновой С.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Габдракиповой А.Р. и апелляционной жалобе представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:

исковые требования Прокурора Калининского района г. Уфы в интересах Кривенкова С.С. к Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Кривенкова С.С. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее 14 кв. м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия

установила:

Прокурор Калининского района г. Уфы РБ, действуя в интересах Кривенкова С.С., обратился с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте г. Уфа РБ по норме предоставления жилья, мотивируя требования тем, что прокуратурой Калининского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что распоряжением главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ №... от дата г. Кривенков С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Однако в нарушение требований закона Кривенкову С.С., по достижении ... возраста ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены его права на жилье.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Габдракиповой А.Р. и представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что с 1 января 2013 года в связи с изменениями законодательства подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали свое право на обеспечение жильем до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению в части.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, на момент возникновения спорных правоотношений) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обязанности Администрации городского округа г. Уфа РБ обеспечить Кривенкова С.С. жилым помещением во внеочередном порядке по договору социального найма исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Кривенков С.С. родился дата, мать К. умерла дата, запись об отце К. внесены со слов матери.

Кривенков С.С. воспитывался в ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ....

Распоряжением главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ №... от дата Кривенков С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях во внеочередном порядке по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

На момент принятия распоряжением администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ №... от дата о постановке на учет Кривенков С.С. достиг 18-летия и окончил обучение в детском доме в дата года.

Таким образом, Кривенков С.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

Согласно справке ГУП «БТИ Республики Башкортостан» от дата, уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата г., Кривенков С.С. собственником объектов недвижимости не является.

Несмотря на постановку на учет в дата в качестве нуждающегося в получении во внеочередном порядке жилого помещения, до настоящего времени Кривенкову С.С. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

Судом правильно установлено, что Кривенков С.С. имеет право на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления в лице Администрации городского округа г. Уфа РБ в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа РБ N 12/22 от 08.06.2006 г. "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже 14 кв. м.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией городского округа г. Уфа РБ, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения переданы в установленном порядке Администрации городского округа г. Уфа РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.

Поскольку Кривенков С.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до введения изменений в Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, Администрация городского округа г. Уфа обязана предоставить Кривенкову С.С. жилое помещение по договору социального найма.

Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Калининского района г. Уфы РБ, действующего в интересах Кривенкова С.С., к Администрации ГО г. Уфа РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Вместе с тем, резолютивная часть решения содержит указание на обязанность ответчика предоставить Кривенкову С.С. жилое помещение за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, что по своей смысловой нагрузке является противоречивым и не соответствующим правовым нормам.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.

Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В развитие указанного положения приложением N 22 Закона Республики Башкортостан от 29.11.2013 N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2014 год предусмотрено 648761, 7 тысяч рублей.

С учетом приведенных норм права, правовых оснований для возложения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности по предоставлению Кривенкову С.С. жилья за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.

Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса согласно статье 152 БК РФ, то положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы.

На основании вышеизложенного, в целях устранений указанных противоречий и приведения резолютивной части решения в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит необходимым изложить ее в измененной редакции, исключив из нее указание на предоставление благоустроенного жилого помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку такой вывод не основан на нормах права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с 1 января 2013 года, Кривенков С.С. имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ N 15-ФЗ от 29.02.2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального Закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку в данном случае свое право на обеспечение жилым помещением Кривенков С.С. не реализовал, несмотря на постановку его на учет в качестве нуждающегося дата г., на ответчика возлагается обязанность по обеспечению его жильем по договору социального найма, а не на условиях найма специализированных жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 ноября 2013 года изменить, исключив из резолютивной части слова «за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан».

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Габдракиповой А.Р. и представителя Правительства Республики Башкортостан Султанбековой А.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий: О.Ф. Железнов

Судьи: Е.А. Старичкова

А.Р. Хакимов

                                                              

Справка: судья Идрисова А.В.

33-4754/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
Прокурор Калининского района г.Уфы в интересах Кривенкова С.С.
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Хакимов Альберт Рифович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
03.04.2014Судебное заседание
03.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее