Решение по делу № 21-116/2015 от 25.03.2015

Судья Каменев А.Б.

№21-116/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

16 апреля 2015 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 25 ноября 2014 г., решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 26 февраля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»,

установил:

постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 25 ноября 2014 г. ОАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере (...) руб.

Решением судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 26 февраля 2015 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба ОАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения.

С такими постановлением и решением не согласно ОАО «МРСК Северо-Запада». В жалобе поставлен вопрос об их отмене и указано, что сетевая организация субъектом вменяемого административного правонарушения не является, поскольку работы по рубке трассы под строительство ЛЭП выполнялись ООО «(...)» по договору подряда. В материалах дела не имеется доказательств нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах и на момент выявления административного правонарушения спорный лесной участок просекой не являлся, так как на нем отсутствовали электросетевые объекты. Также у ОАО «МРСК Северо-Запада» не имелось возможности для соблюдения пункта 19 названных Правил в связи с тем, что полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, древесина является собственностью Российской Федерации и решение вопросов о распоряжении древесиной, ее вывозе, хранении, несении затрат на ее содержание на ОАО «МРСК Северо-Запада» не возложено. Кроме того, требования к складированию заготовленной древесины установлены пунктом 21 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которому оно должно производиться только на открытых местах на минимальном расстоянии 20 м от прилегающего леса, а ширина лесосеки, равная 10 м, не позволяла собирать древесину в штабеля на установленном Правилами расстоянии.

Заслушав объяснения защитника ОАО «МРСК Северо-Запада» Сополевой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителей Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия М. Н.Н. и М. С.С., проверив дело, считаю постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пунктам 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Как следует из материалов дела, (...) между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ОАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор №(...) аренды лесного участка площадью (...) га ((...) кв.м), расположенного в части квартала (...) (...) лесничества в (...), в целях использования лесов для строительства линейного объекта - линии электропередачи в (...).

Пунктами (...) договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению, нести гражданско-правовую, административную и иную ответственность за нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации, не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, проводить за свой счет необходимые противопожарные мероприятия.

(...) между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «(...)» заключен договор подряда №(...), по условиям которого подрядчик принял обязательство выполнить строительно-монтажные работы распределительной сети.

Согласно пунктам (...) договора подряда заказчик обязан производить приемку работ, осуществлять технический надзор за выполнением работ по договору.

(...) работы по рубке насаждений на лесном участке были завершены, о чем ОАО «МРСК Северо-Запада» уведомило Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Основанием для привлечения ОАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что (...) при проведении осмотра лесных участков в квартале (...) выделах (...) (...) лесничества было выявлено нарушение ОАО «МРСК Северо-Запада» лесного законодательства, выразившееся в том, что в выделах (...) заготовленная древесина в хлыстах уложена и оставлена в штабелях, минерализованная полоса вокруг штабелей отсутствует, в выделах (...) древесина лежит в месте рубки в хлыстах, сучья обрублены, в штабеля не стрелевана.

Впоследствии указанные нарушения были устранены, что подтверждается актом осмотра №(...) от (...).

Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина ОАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении, договором аренды лесного участка от (...)(...), договором подряда от (...)(...), актом осмотра от (...)(...), другими материалами дела; этим доказательствам дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, обоснованность привлечения ОАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Несостоятельными являются доводы жалобы о неправильном определении субъектного состава правонарушения и невозможности соблюдения ОАО «МРСК Северо-Запада» пункта 19 Правил пожарной безопасности в лесах по следующим основаниям.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.

Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае, если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.

Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса.

Лицом, использующим лесной участок, расположенный в квартале (...) (...) лесничества в (...) (выделы (...)), по смыслу положений статей 24-26, 45 Лесного кодекса Российской Федерации является арендатор лесного участка - ОАО «МРСК Северо-Запада», следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Событие вменяемого ОАО «МРСК Северо-Запада» административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения обществом установленных правил и норм лесного законодательства, в материалы дела не представлено.

Несоблюдение пункта 21 Правил пожарной безопасности в лесах юридическому лицу не вменялось, в связи с чем доводы жалобы о невозможности соблюдения данного пункта Правил не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 25 ноября 2014 г., решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 26 февраля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» - без удовлетворения.

Судья

С.В.Коваленко

21-116/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ОАО "МРСК Северо-Запад"
Другие
ООО "Электрокомплект"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Коваленко Сергей Викторович
26.03.2015Материалы переданы в производство судье
16.04.2015Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее