Дело № 2-16/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» июля 2018 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Павлютенковой М.А.
при секретаре Болотиной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головачева А.Н. к Варлаховой Г.М. о признании недействительным результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка, устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Головачев А.Н. обратился в суд с иском к Варлаховой Г.М. указав, что на основании свидетельства на право собственности на землю № от ДАТА года его отцу ФИО2, умершему ДАТА принадлежал земельный участок площадью <...>, расположенный в <адрес> сельского совета <адрес>. После его смерти фактически наследство приняла мать ФИО1, так как вступила во владение и управление наследственным имуществом. После смерти матери ФИО1 умершей ДАТА земельный участок с кадастровым № общей площадью <...> кв.м, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения подсобного хозяйства, расположенный в <адрес> <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДАТА № <адрес>4 перешел в собственность к нему. Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДАТА со статусом «актуальные, ранее учтенные». На данном земельном участке был расположен жилой дом, где они жили с родителями, гараж, подвал, сарай. Ответчик произвел самозахват и с фасада его земельного участка возвел строение, углубившись на территорию принадлежащего ему участка. Определение границы и площади земельного участка ответчик осуществил без учета фактических границ его земельного участка на местности, с нарушением порядка согласования границ, с изменением их конфигурации, произвел самозахват земли, что привело к наложению границ участка ответчика с границами его участка. Согласно схеме расположения земельных участков и заключения, составленных кадастровым инженером ФИО3 площадь наложения составила <...> В результате чего часть существующих строений, в частности его подвал, оказался на земельном участке ответчицы. В связи с чем, он лишен возможности установить фактические границы принадлежащего ему земельного участка на местности.
Просит суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес> аннулировать результаты межевания. Установить границы земельного участка, принадлежащего Головачеву А.Н. площадью <...> кв.м, расположенного по <адрес> кадастровый № согласно схеме расположения земельных участков от ДАТА, подготовленной кадастровым инженером ФИО3 по координатам точек 1,2,3,4,5,6,7,8,1. Обязать ответчика устранить препятствие в пользовании земельным участком путем сноса строения размещенного частично на его земельном участке. Исключить из реестра сведения о координатах земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>
12.04.2018 г. представителем истца Косничан Ю.А. заявлено встречное исковое заявление в интересах истца Варлаховой Г.М. к Головачеву А.Н. о признании незаконным Постановления Администрации Севского муниципального района № от ДАТА «О присвоении категории земельному участку Головачева А.Н., расположенному по <адрес>. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о категории земель: «Земли населенных пунктов» земельного участка с кадастровым №, площадью <...>, расположенного: <адрес>.
27.04.2018 года в Севский районный суд поступило заявление представителя истца (ответчика) Варлаховой Г.М. – Косничана Ю.А. об уточнении встречных исковых требований. В указанном встречном исковом заявлении ошибочно указана администрация Севского муниципального района Брянской области в качестве третьего лица, когда надлежащий статус администрации Севского муниципального района Брянской области по встречному иску - ответчик.
Представитель истца (ответчика) Головачева А.Н. – Чупрова А.П., представитель третьего лица Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (межмуниципальный отдел по Комаричскому и Севскому районам) в судебное заседание не явились, извещались о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом. В деле имеется заявления о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (межмуниципальный отдел по Комаричскому и Севскому районам).
В отсутствие возражений сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя истца (ответчика) Чупровой А.П., представителя третьего лица Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (межмуниципальный отдел по Комаричскому и Севскому районам).
Истец (ответчик) Головачев А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик (истец) Варлахова Г.М. в судебном заседании поддержала свои требования, исковые требования Головачева А.Н. не признала.
Представитель ответчика (истца) Варлаховой Г.М. - Косничан Ю.А. в удовлетворении искового заявления Головачева А.Н. просил отказать, так как земельный участок, на котором находился дом семьи Головачевых, был изъят для строительства многоквартирного дома. Головачевым в ДАТА году предоставили квартиру. Свидетельство, выданное в ДАТА году отцу истца на земельный участок, было выдано на земельный участок под огород. Варлахова Г.М. земельным участком пользовалась открыто, при межевании был подписан акт согласования местоположения границ земельного участка, также у нее имеются разрешения на строительство пристройки и гаража.
Представитель третьего лица (ответчика) администрации Севского муниципального района Брянской области Екимов А.М. (по доверенности) в судебном заседании пояснил, что в связи с предоставлением Головачевым квартиры право пользования земельным участком утрачено. По свидетельству в ДАТА году земельный участок предоставлялся под огороды за чертой поселка, просил отказать в иске Головачева А.Н., требования Варлаховой Г.М. признал по основаниям, указанным во встречном исковом заявлении.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что с ДАТА год работала в Княгининском сельском совете. Колхоз им. Ленина выделил <...> земли под огороды жителям п. Заречный. На сессии в апреле 1992 года приняли решение о передаче земли в собственность жителям п. Заречный под огороды. Эти земельные участки предоставлялись за чертой поселка.
Свидетель ФИО5 пояснила в судебном заседании, что в п. Заречный при строительстве многоквартирного дома в ДАТА году были снесены дома Головачевых, Калининых. Головачевым выделили квартиру на <адрес>. На месте, где находился дом и придомовой участок Головачевых построили многоквартирный дом, который заселили в ДАТА году. В ДАТА году земля выдавалась под огороды всем желающим, огород Головачевых был рядом с ее огородом.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что при строительстве многоквартирного дома, дом Головачевых был снесен, в ДАТА гг. им была предоставлена двухкомнатная квартира по <адрес>. В тот период времени она работа в Агроснаб председателем профсоюзного комитета и занималась распределением выделенных колхозом им. Ленина земель под огороды. Земельный участок Головачевых находился недалеко от ее участка. Земли в черте поселка не выделялись
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) описание местоположения границ земельного участка является информацией об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (ч.2 ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Согласно ч. 5 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно свидетельству № от ДАТА ФИО2 решением от ДАТА Княгининским сельским Советом Севского района для ведения подсобного хозяйства предоставлен в собственность земельный участок сельскохозяйственных угодий <...> из них <...> пашни (л.д. 4).
На основании действовавшего на тот момент законодательства свидетельство на право собственности на землю ФИО2 выдано без проведения необходимых землеустроительных работ, направленных на установление и закрепление на местности границ данного участка, а также без приложения к свидетельству плана земельного участка, составленного по результатам его выделения в натуре, с установлением межевых знаков.
Как следует из архивной копии похозяйственней книги по п. Заречный Княгининской сельской администрации за ДАТА годы в личном пользовании хозяйства ФИО2 находилось земли - <...>, из них посевной площади <...> – картофель, <...> – овощи (л.д. 7-9).
ФИО2 ДАТА г.р., уроженец <адрес> умер ДАТА, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным Отделом ЗАГС Севского района управления ЗАГС Брянской области ДАТА (л.д. 5).
Согласно свидетельству о смерти серии №, выданному Отделом ЗАГС Севского района управления ЗАГС Брянской области ДАТА, ФИО1 ДАТА г.р., уроженка <адрес> умерла ДАТА (л.д. 6).
Свидетельством о праве на наследство по закону от ДАТА удостоверено, что наследником ФИО1, умершей ДАТА является Головачев А.Н., ДАТА г.р. на имущество: земельный участок площадью <...> с кадастровым №, находящийся по <адрес> на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 11)
Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДАТА ФИО2, ФИО1 передана в собственность квартира, расположенная по <адрес>.
На основании указанного договора от ДАТА, свидетельства о праве на наследство по закону от ДАТА выдано свидетельство о государственной регистрации права на 2-комнантную квартиру, назначение: жилое, общая площадь <...> кв.м, этаж 1, <адрес>
Согласно материалам дела, показаниям ответчика (истца) Варлаховой Г.М., свидетелей ФИО5, ФИО6, самого истца (ответчика) Головачева А.Н., его родители изначально проживали по соседству с Варлаховой Г.М. по улице, которой в 2007 году Постановлением Севской городской администрацией было присвоено название <адрес>, затем в связи с необходимость строительства многоквартирного дома, располагающегося на данный момент по соседству с домом Варлаховой Г.М. по <адрес>, ФИО2 и ФИО1 в ДАТА году были переселены в квартиру по <адрес> дом, располагавшийся по соседству с домом Варлаховой Г.М. был снесен, на части земельного участка был построен многоквартирный двухэтажный дом на 18 квартир, который был введен в эксплуатацию в 1991 году.
Согласно статье 3 Закона «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» № 3401-VII от 13 декабря 1968 года (действовавшего до 15.03.1990 г.), статье 3 ЗК РСФСР (действовавшего до 25.04.1991 г.) земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются.
Как следует из статьи 4 ЗК РСФСР (действовавшего до 25.04.1991 г.) вся земля в РСФСР входит в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоит из: 1) земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; 2) земель населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов); 3) земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земель государственного лесного фонда; 5) земель государственного водного фонда; 6) земель государственного запаса.
Согласно статье 7 Закона «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» № 3401-VII от 13 декабря 1968 года (действовавшего до 15.03.1990 г.), статьи 9 ЗК РСФСР (действовавшего до 25.04.1991 г.) земля в РСФСР предоставляется в пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.
В соответствии со статьей 15 Закона «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» № 3401-VII от 13 декабря 1968 года (действовавшего до 15.03.1990 г.), статьей 32 ЗК РСФСР (действовавшего до 25.04.1991 г.) право граждан на пользование предоставленным земельным участком подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях: переселения в другое постоянное место жительства всех членов двора или семьи; возникновения необходимости изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд.
Исходя из положений указанных статей земельный участок, располагавшийся под домом ФИО2, находился в собственности государства, и был предоставлен его семье в пользование. Так как семья ФИО2 была переселена в другое жилое помещение, расположенное по другому адресу, земельный участок был изъят для строительства многоквартирного дома, то право пользования ФИО2, ФИО1 земельным участком, располагавшимся по соседству с домом Варлаховой Г.М. было прекращено, на данный момент спорный земельный участок представляет собой фактически застроенную жилыми домами территорию, что свидетельствует о том, что участок не свободен от прав третьих лиц.
В соответствии со ст. 77 ЗК РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 г. (действовавшего до 25.10.2001 г.) к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и другие.
В соответствии со статьей 56 ЗК РСФСР № от ДАТА (действовавшего до ДАТА) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: 1) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства (статья 57).
Согласно указанным статьям земельный участок, предоставленный ФИО2 ДАТА в размере <...>, из них <...> пашни относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Как следует из статьи 64 ЗК РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 г. (действовавшего до 25.10.2001 г.) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
Исходя из указанной нормы, земельные участки в меньшем размере предоставлялись по адресу проживания, а на момент предоставления семья Головачевых проживала по <адрес>, то есть земельный участок, переданный по свидетельству № от ДАТА, был предоставлен в меньшем размере по адресу проживания <адрес>, с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
Постановлением № от ДАТА администрации Севского муниципального района Брянской области на основании обращения гражданина Головачева А.Н., согласно справке от ДАТА № нотариуса Севского нотариального округа Брянской области, присвоена категория земельному участку с кадастровым № расположенному по <адрес> – земли населенных пунктов. Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Севское городское поселение» земельный участок расположен в зоне Ж – 1 (зона многоквартирных малоэтажных домов (до 3 этажей включительно)), с основным видом разрешенного использования – для ведения подсобного хозяйства (л.д. 10).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2). В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок (часть 3 статьи 2).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3).
Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения: 1) основания изменения категории земель; 2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера; 3) категория земель, перевод из которой осуществляется; 4) категория земель, перевод в которую осуществляется.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 3 части 1 статьи 7).
Постановление № от ДАТА администрации Севского муниципального района Брянской области принято на основании обращения гражданина Головачева А.Н. В тоже время свидетельство на право собственности по закону на земельный участок площадью <...> кв.м было выдано только ДАТА, то есть сведений о правах на указанный земельный участок на момент принятия постановления не было.
Также в нарушение требований ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ указанное постановление администрации не содержит необходимых сведений об основаниях изменения категории земельного участка, изменении границ населенного пункта, границах и описания местоположения, категории земель, перевод из которой осуществляется, ссылок на нормативные акты, регулирующие правоотношения по изменению категорий земель.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Постановление № от ДАТА администрации Севского муниципального района Брянской области «О присвоении категории земельному участку Головачева А.Н., расположенному по <адрес>» принято с нарушением требований законодательства, в связи с чем признает его незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по гражданскому делу.
В ходе рассмотрения заявленных требований, определением суда от 18.01.2018 года по делу была назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта фактическая площадь и границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес> не соответствует (меньше) площади этого участка по представленным документам <...> Определить соответствие/несоответствие границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес> правоустанавливающим документам не представляется возможным в связи с невозможностью определить границы участка по представленным в материалах дела правоустанавливающим документам.
Фактическая площадь и границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес> не соответствует (меньше) площади этого участка по представленным документам (<...> Определить соответствие/несоответствие границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес> правоустанавливающим документам не представляется возможным в связи с невозможностью определить границы участка по представленным в материалах дела правоустанавливающим документам.
В период с 1992 года по 2017 год межевые работы по земельному участку Головачева А.Н. не проводились.
Как следует из заключения кадастрового инженера при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес> выявлено, что участок с кадастровым №, расположенный по <адрес> имеет два контура № один из которых №) пересекает границу участка № на площади <...> кв.м, границы участка № сложились более 25 лет назад и закреплены на местности забором, расположены строения, относящиеся к участку №, на участке пересечения расположено новое строение кирпичного гаража, относящегося к участку № границы участка № в точках 10-11-12-10 определена верно и не имеет смещения, что говорит о самозахвате части земельного участка с кадастровым № в точках № на площади <...> по результатам которых был составлен межевой план (л.д. 16-17).
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3).
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка) (часть 4.2 статьи 1).
При выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования (часть 1 статьи 42.8).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДАТА Варлаховой Г.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь <...> кв.м, <адрес>, кадастровый №.
Как следует из справки Севской городской администрации № от ДАТА, выданной на основании Постановления Севской городской администрации от ДАТА № «Об утверждении адресного хозяйства п. Заречный Севского городского поселения» земельный участок, находящийся в пользовании Варлаховой Г.М. имеет <адрес> (л.д. 37).
Согласно сообщению №и от ДАТА администрации Севского муниципального района Брянской области постановление по адресному хозяйству на земельном участке с кадастровым № не принималось.
Из объяснений истца (ответчика) Головачева А.Н. в ходе рассмотрения дела следует, что граница участка № была определена кадастровым инженером со слов истца и его родственников. Доказательств, подтверждающих, что граница участка проходила и должна проходить именно как указано в межевом плане, суду предоставлено не было.
Истцом (ответчиком) Головачевым А.Н. в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств того, что границы участка были закреплены на местности.
В представленных истцом (ответчиком) Головачевым А.Н. документах отсутствуют сведения, подтверждающие конкретное местоположение его земельного участка, а имеется лишь ссылка на пашню и на населенный пункт - <адрес>, границы участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся в материалах дела сведений с указанием места расположения земельного участка, предоставленного ФИО2 – <адрес>, с учетом показаний свидетелей, отсутствием каких-либо других сведений и характеристик земельного участка не возможно однозначно определить на местности местоположение участка, предоставленного ФИО2
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердил представитель третьего лица (ответчика) администрации Севского муниципального района Екимов А.М., указав, что ему известна площадь участка, но не его границы, а также, что участок Головачева А.Н. не имеет конкретной привязки к местности, ни на каких планах местности не обозначен.
В ходе проведения кадастровых работ ДАТА по уточнению местоположения границы и площади земельного участка № исполнителем данных работ был составлен межевой план, схема геодезических построений, схема расположения земельного участка, чертеж земельных участковых и их частей, где были отражены характерные точки границ, сведения о которых позволяют однозначно определить их положение на местности, а также границ земельного участка, установленные при проведении кадастровых работ (л.д. 52-61).
Формирование земельного участка с кадастровым № было осуществлено на основании заказа Варлаховой Г.М. В процессе межевания местоположение границ земельного участка было согласовано с компетентными лицами – главой Севской городской администрации ФИО7, собственниками соседних земельных участков ФИО8, ФИО9 (л.д. 62) Границы и площадь указанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и соответствуют результатам межевания.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДАТА кадастровый №, земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <...>, граница земельного участка состоит из двух контуров, местоположение: <адрес> (л.д. 38-45).
Право собственности на земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке.
В ходе судебного заседания установлено, что в документах, явившихся основанием для внесения данных о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, перенесенные в документы государственного кадастра недвижимости Варлаховой Г.М., нарушений и ошибок не содержится.
Земельный участок с кадастровым № на момент рассмотрения дела в суде поставлен на кадастровый учет без описания местоположения и поворотных точек его границ в системе координат.
Суд также установил, что категория земель у земельных участков Головачева А.Н. и Варлаховой Г.М. различна, поскольку участок, принадлежащий Варлахововй Г.М. относится к землям населенных пунктов, а участок Головачева А.Н. - к землям сельскохозяйственного назначения, следовательно, при соблюдении их категорий пересечение границ участков происходить не должно.
Кроме того, с учетом исследованных в судебном заседании материалов дела, суд приходит к выводу, что достоверных доказательств того, что земельный участок ФИО2 был выделен в указанном Головачевым А.Н. месте и границах, не имеется.
Представленный Головачевым А.Н. в обоснование своих доводов о том, что участок Варлаховой Г.М. накладывается на принадлежащий ему участок, межевой план, суд отвергает как доказательство, поскольку месторасположение и границы на местности были определены со слов заказчика и ничем не подтверждены. Соответственно и сделанное кадастровым инженером заключение о причинах пересечения границ земельных участков не может являться доказательством по делу, поскольку объективно ничем не подтверждено и сделано со слов заказчика.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Головачева А.Н. не имеется.
Поскольку Головачев А.Н. не представил доказательств того, что границы его земельного участка определены в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что невозможно при таких обстоятельствах сделать заключение о фактическом взаимном расположении границ земельных участков Головачева А.Н. и Варлаховой Г.М.
Оценив обстоятельства дела и представленные в их подтверждение доказательства, суд приходит к выводу, что требования законодательства при межевании земельного участка, принадлежащего Варлаховой Г.М. были соблюдены, при этом, достоверных и достаточных доказательств каких-либо нарушений, допущенных при межевании, Головачевым А.Н., как того требует статья 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные Варлаховой Г.М. исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Головачева А.Н. к Варлаховой Г.М. о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым №, установлении границ земельного участка, устранении препятствий в пользовании земельным участком, исключении из реестра сведений о координатах земельного участка с кадастровым № - отказать.
Признать незаконным Постановление Администрации Севского муниципального района № от ДАТА «О присвоении категории земельному участку Головачева А.Н., расположенному по <адрес>
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о категории земель: «Земли населенных пунктов» земельного участка с кадастровым №, площадью <...> кв.м, расположенного: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.А. Павлютенкова