Дело № 2-513/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 14 апреля 2016 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиряева ФИО7 к ОАО «Шатурская управляющая компания» о понуждении к совершению действий, перерасчете коммунальных услуг, компенсации морального вреда,
установил:
Спиряев Ю.А. обратился в суд с иском к ОАО «Шатурская управляющая компания» о понуждении к совершению действий, перерасчете коммунальных услуг, компенсации морального вреда, указав, что он является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
В <данные изъяты> года в его квартире были установлены приборы учета холодной и горячей воды.
При установке пломб приборы учета не были опломбированы, а были опломбированы места подключения (крепления) приборов совместно с крышками фильтров горячей и холодной воды.
Какие-либо документы в его присутствии представителями ответчика ДД.ММ.ГГГГ не составлялись.
ДД.ММ.ГГГГ в домоуправлении ему было предложено подписать акты осмотра (обследования), акты осмотра инженерных сетей и запорных устройств, акт выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию, договор (типовой) на опломбировку узлов учета (без технического обслуживания), которые не были подписаны ответчиком. Он отказался подписывать приемку никому не сданных работ и быть инициатором подписания (первым подписывать) договор на опломбировку приборов, заявив ответчику, что о подписании актов ввода в эксплуатацию приборов учета без подписи остальных документов не может быть и речи.
В результате неправомерных действий ответчика до настоящего времени приборы учета не введены в эксплуатацию, в связи с чем ответчик начисляет коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и канализацию с учетом повышающего коэффициента, а не исходя из показаний приборов учета фактически потребляемых коммунальных услуг.
Считает, что действия (бездействие) ответчика при вводе (отказа в ввод) в эксплуатацию приборов учета расхода горячей и холодной воды в его квартире нарушают действующее законодательство и являются незаконными.
С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать пломбировку мест установки приборов учета, выполненную персоналом ответчика ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующей требованиям действующего законодательства; признать бездействия ответчика, выразившиеся в неосуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по текущую дату ввода в эксплуатацию установленных в квартире индивидуальных приборов учета, незаконным, нарушающим нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами; обязать ответчика осуществить ввод в эксплуатацию установленных в квартире индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с начальными показаниями: по холодной воде - 4 куб.м., по горячей воде - 5 куб.м.; признать необоснованным отказ ответчика по вводу в эксплуатацию уставленных приборов учёта, изложенный им в письме исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, злоупотреблением доминирующим положением; признать незаконным, несоответствующим требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок оказания населению услуг, получение ответчиком денежных средств за проверку возможности по установке приборов учёта; признать установление ответчиком зависимости ввода прибора учета в эксплуатацию от подписания (не подписания) документов, перечисленных в письме за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, являющимся навязыванием потребителю дополнительных услуг; обязать ответчика выполнить перерасчёт коммунальных услуг и стоимости потребленных коммунальных ресурсов по горячему, холодному водоснабжению и канализацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующих показаний приборов учёта: на ДД.ММ.ГГГГ - прибор учёта холодной воды - 6,020 куб.м.; прибор учета горячей воды - 6,513 куб.м.; на ДД.ММ.ГГГГ - прибор учёта холодной воды - 34,930 куб.м.; прибор учета горячей воды - 27,951 куб.м.; определить размер компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием) ответчика при осуществлении ввода в эксплуатацию приборов учёта и компенсировать за счёт ответчика моральный вред в размере 118 руб.; взыскать с ответчика неосновательное обогащение в виде полученной им платы за проверку технической возможности по установке приборов учёта в сумме 800 рублей; взыскать с ответчика оплаченную при обращении в суд государственную пошлину в размере 2800 руб., 50 руб. за оформление выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета.
Истец Спиряев Ю.А. в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнения, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик- представитель ОАО «Шатурская управляющая компания» Бужин И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что в соответствии с решением Совета депутатов Шатурского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установка и техническое обслуживание индивидуальных приборов учета в жилом помещении должны производится персоналом специализированной организации на основании договора с потребителем. Несмотря на это, потребителям не запрещено самим устанавливать приборы учета. Приборы учета не были введены в эксплуатацию в связи с тем, что истец отказался подписывать акт ввода прибора учета в эксплуатацию. В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, указано, что пломбируются средства измерения и дополнительное оборудование, прибор учета пломбируется заводом-изготовителем, следовательно, должны быть опломбированы фильтры, чтобы исключить безучетное потребление. С истца была взята плата за осмотр внутридомовых сетей. Поскольку прибор учета не введен в эксплуатацию, плата производится по нормативам. Истцом также не доказано причинение нравственных или физических страданий.
Третьи лица - представители Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых отнесено непосредственное управление собственниками помещений. При этом способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Спиряев Ю.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Шатурская управляющая компания» и собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту имущества в многоквартирном доме (л.д. 42-48).
Ответчик в отношении дома, где проживает истец, является управляющей организацией.
На основании договора № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Шатурская управляющая компания» и ООО «Шатурский водоканал», последний предоставляет коммунальные услуги по водоснабжению (холодная питьевая вода) на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ОАО «Шатурская управляющая компания» (л.д. 97-101).
На основании договора № № от №, заключенного между ОАО «Шатурская управляющая компания» и ООО «ТеплоИнвест», последний подает через присоединенную сеть горячую воду для хозяйственно-бытовых нужд на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ОАО «Шатурская управляющая компания» (л.д. 91-95).
Из объяснений истца судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года он самостоятельно установил в своей квартире приборы учета холодной и горячей воды.
ДД.ММ.ГГГГ Спиряев Ю.А. обратился в ОАО «Шатурская управляющая компания» с заявлением об осуществлении ввода в эксплуатацию приборов учета горячей и холодной воды (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ Спиряеву Ю.А. был дан ответ, что для заключения договора на опломбировку приборов учета и оплаты данной услуги ему необходимо обратиться в ДУ-Шатурторф (л.д. 17).
Обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса РФ.
Плату за жилье и коммунальные услуги должны вносить наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, собственники жилых помещений, арендаторы, члены жилищных кооперативов, а также лица, принявшие от застройщика помещение в многоквартирном доме после выдачи последнему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.
Плата за коммунальные услуги, исходя из ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, складывается, в том числе, из платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности за водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" определено предоставление коммунальных услуг потребителю на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Такой договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 354, исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).
При этом из содержания пп. в п. 9 Правил, следует, что исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления - непосредственное управление - является ресурсоснабжающая организация, так как условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме с непосредственной формой управления закрепляются именно в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу положений пункта 81 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно пункту 81 (6) Правил по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей проверки.
Из пункта 81 (7) Правил следует, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81 (8) Правил).
Из системного толкования указанных норм права следует, что потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - ресурсоснабжающая организация, с которой собственники/наниматели жилых помещений заключают договоры предоставления коммунальных услуг.
Суд находит доводы истца о неправильной пломбировке приборов учета холодной и горячей воды несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Согласно техническим требованиям к приборам учета пломбы на ИПУ его изготовителем (при первичной поверке) устанавливаются для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы. При периодической поверке счетчика на него устанавливают пломбу с оттиском поверительного клейма, которая имеет аналогичное назначение. О том, что конструкция любых средств измерений, в том числе приборов учета коммунальных ресурсов, должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений, сказано в п. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Пломбирование имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного ИПУ. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа ИПУ на сетях.
В соответствии с п.п. 57, 58 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации. Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан при обнаружении нарушения целостности пломб приборов учета немедленно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу потребителя (пп. "б" п. 34). Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (пп. "г" п. 35).
Из данных положений следует, что пломбы должны стоять как на самих ИПУ, так и в местах их присоединения к сетям, поэтому доводы истца о том, что пломбировка мест установки приборов учета не соответствует требованиям действующего законодательства, суд находит несостоятельными.
Рассматривая требования истца о признании незаконным, несоответствующим требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок оказания населению услуг, получение ответчиком денежных средств за проверку возможности по установке приборов учёта и взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в виде полученной им платы за проверку технической возможности по установке приборов учёта в сумме 800 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно положениям п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, услуга по опломбированию впервые установленных приборов учета производится исполнителем данной услуги, которым в данном случае является ответчик, без взимания платы.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ОАО «Шатурская управляющая компания» является коммерческой организацией. В соответствии с калькуляцией вызов специалиста для проверки исправности сантехнического оборудования, инженерных сетей и резьбовых соединений на наличие течей и подтеканий в зоне эксплуатационной ответственности квартиросъемщика ОАО «Шатурская управляющая компания» составляет 800 руб. Согласно квитанции Спиряевым Ю.А. было оплачено 800 руб. за проверку технической возможности на установку приборов учета (л.д. 18, 53, 55, 102).
Именно на ответчике, как на управляющей организации, лежит обязанность по предоставлению истцу коммунальных услуг и обеспечению соблюдения прав истца на оплату с учетом индивидуального прибора учета, а следовательно, и обязанность по бесплатному опломбированию приборов учета воды в квартире истца. Какого - либо запрета на представление платной услуги по проверки технической возможности на установку приборов учета, судом не установлено.
Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке установки в жилых домах приборов учета потребления холодной и горячей воды и оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению по показаниям приборов учета (л.д. 103-108).
Из материалов дела следует, что требования истца Спиряева Ю.А. при его обращении ДД.ММ.ГГГГ были исполнены: составлены акты осмотра (обследования), акты осмотра инженерных сетей и запорных устройств, акт выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию, от подписания которых истец отказался.
Из акта ввода в эксплуатацию узлов учета холодной и горячей воды, установленных сторонней организацией или жителем самостоятельно, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в нем указаны дата и адрес установки приборов учета, тип и заводской номер приборов учета, показания приборов учета, дата опломбировки, решение о вводе в эксплуатацию - счетчик опломбирован, а также данные лица, его подписавшего - начальник ДУ-Шатурторф ФИО4, от подписания которого истец также отказался, мотивируя тем, что указанные выше документы составлены не на месте обследования, в актах указаны лица, которые не присутствовали в его квартире. В квартиру приходил только сантехник ФИО5
Действующим законодательством предусмотрен определенный порядок ввода в эксплуатацию внутриквартирных приборов учета, который предполагает подписание акта ввода в эксплуатацию со стороны управляющей компании.
Отсутствие в актах подписи представителя ответчика и их составление в отсутствие истца в помещении домоуправления не может быть расценено как нарушение прав истца.
Между тем, суд считает, что указанные выше акты соответствуют нормам действующего законодательства. Указанные истцом недостатки относительно представленных актов являются надуманными, не влияющими на его права и свободы.
На основании ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Суд также считает, что со стороны ответчика отсутствуют бездействия по вводу в эксплуатацию приборов учета, поскольку акты не были подписаны истцом, в связи с чем не усматривает в действиях ответчика злоупотребление правом, поскольку до введения в эксплуатацию приборов учета невозможно производить достоверный расчет объема потребления услуги водоснабжения нанимателем жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов истца со стороны ответчика, а также, что ответчик ненадлежащим образом выполнил свои обязанности по опломбировке и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, в связи с чем оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.
Поскольку требования истца о возложении на ответчика обязанности по перерасчёту коммунальных услуг и стоимости потребленных коммунальных ресурсов по горячему, холодному водоснабжению и канализацию, компенсации морального вреда являются производными от требований, в удовлетворении которых истцу отказано, они также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Спиряева ФИО8 к ОАО «Шатурская управляющая компания» о понуждении к совершению действий, перерасчете коммунальных услуг, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2016
Судья Н.А. Грошева