АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
«10» сентября 2009 года Дело № А07-18078/2009
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бобровой С.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной регистрационной службы по РБ
к арбитражному управляющему Евстратову Борису Владимировичу
третье лицо: Межрайонная ИФНС России № 20 по РБ
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Абдуллина Л.Т. – представитель по доверенности № 02-40-03 от 11.01.2009г., Латыпова Г.Р. – представитель по доверенности № 02-40-153 от 08.09.2009г.;
от ответчика: Евстратов Б.В. – арбитражный управляющий по удостоверению № 205 от 22.11.2005г.; Молин Д.Е. – представитель по доверенности № 2 от 22.07.2009г.;
от третьего лица: представитель не явился, извещено надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Евстратова Бориса Владимировича к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик согласно представленному отзыву требования Управления не признает, поскольку все действия были совершены с согласия кредиторов и в их интересах, в связи с чем, просит применить положения ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд установил, что в связи с обращением Межрайонной ИФНС России № 20 по РБ Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан проведена проверка деятельности конкурсного управляющего МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Евстратова Б.В.
В ходе проверки установлены следующие факты:
- в нарушение п.2 ст.124, ст.147 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. не продлен срок конкурсного производства, отчет о ходе осуществления конкурсного производства, ходатайство о продлении срока конкурсного производства не представлено;
- в нарушение п.2 ст.129, п.1 ст.130 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. не приняты меры по оценке имущества должника в целях реализации и расчета с кредиторами.
- в нарушение ст.ст.129, 130, 139, п.4 ст.132, п.1 ст.148, п.1 ст.140 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. без привлечения независимого оценщика для проведения оценки имущества, без утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, без проведения торгов в форме конкурса имущество должника передано в качестве отступного одному из кредиторов;
- в нарушение п.2 ст.129 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. необоснованно списана дебиторская задолженность МУП «Тепловые сети».
Выявленные факты послужили основанием для составления УФРС по РБ 24.08.2009г. протокола в отношении конкурсного управляющего МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Евстратова Б.В. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004г. № 29 регулирующему органу предоставлено право обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
На основании вышеуказанного протокола, Управление Федеральной регистрационной службы по РБ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Евстратова Б.В. по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ за невыполнение правил, применяемых в период конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2008г. по делу № А07-8791/2008-Г-НЛВ МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурное производство сроком на 12 месяцев; конкурсным управляющим утвержден Евстратов Б.В.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 30.12.2008г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.124 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Согласно п.1 ст.147 Федерального закона № 127-ФЗ в случае завершения конкурсного производства конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
В соответствии с п.3 ст.143 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Срок конкурсного производства в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» истек 26.06.2009г.
Собранием кредиторов МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» от 22.07.2009г. принято решение о завершении процедуры конкурсного производства, что подтверждается протоколом собрания кредиторов от 22.07.2009г.
Конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. 05.08.2009г. в Арбитражный суд Республики Башкортостан представлено ходатайство о завершении конкурсного производства в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2009г. по делу № А07-8791/2008 рассмотрение данного ходатайства назначено на 26.08.2009г.
Таким образом, конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. в нарушение п.2 ст.124, п.1 ст.147 Федерального закона № 127-ФЗ до 05.08.2009г. не предпринимались меры по продлению срока конкурсного производства в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство».
В нарушение п.2 ст.124, п.3 ст.143, п.1 ст.147 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. по истечении срока конкурсного производства в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» отчет о ходе осуществления конкурсного производства в Арбитражный суд Республики Башкортостан не представлены.
В силу п.6 ст.24 Федерального закона № 127-ФЗ при проведении процедуры банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с п.1 ст.126 Федерального закона № 126-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей главой.
В соответствии со ст.ст. 129, 130 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника, привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника.
В соответствии с п.1 ст.139 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложение о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
В соответствии с п.1 ст.139 Федерального закона № 127-ФЗ в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи предприятия должника, иного имущества должника.
В соответствии с п.6 ст.139 Федерального закона № 127-ФЗ продажа имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3-8 ст.110 и ст. 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
В силу п.4 ст.132 Федерального закона № 127-ФЗ дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
При этом возможность заключения соглашения об отступном допускается в случае согласования данного соглашения с собранием кредиторов (комитетом кредиторов).
Согласно п.1 ст.148 Федерального закона № 127-ФЗ при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Таким образом, исходя из положений п.9 ст.142, п.1 счт.148 Федерального закона № 127-ФЗ заключение соглашения об отступном допускается только в том случае, если имущество, предложенное к продаже, не было реализовано.
В соответствии с п.1 ст.140 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи.
Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. на основании приказа № 2 от 04.07.2008г. проведена инвентаризация имущества и имущественных прав МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство».
Согласно инвентаризационным описям от 05.08.2008г. № 1 (основные средства), № 2 (товарно-материальные ценности), от 25.08.2008г. № 3 (денежные средства), от 25.08.2008г. № 4 (дебиторская задолженность) выявлено:
основных средств – 1 928 716,25 руб.;
товарно-материальных ценностей – 0 руб.;
денежных средств – 15 896,88 руб.;
дебиторской задолженности – 36 205 932 руб.
Основные средства МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» состоит из 20 водоразборных колонок, водопровода пионерского лагеря, водопровода по ул.Коллективная г.Белорецк, перекладки водонапорного коллектора от РНС. Указанные объекты относятся к действующим системам водоснабжения (жизнеобеспечения) Белорецкого района Республики Башкортостан и в соответствии с п.4 ст.132 Федерального закона № 127-ФЗ относятся к социально-значимым объектам.
Собранием кредиторов МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» от 25.05.2009г. согласована передача объектов коммунальной инфраструктуры в собственность муниципального образования Белорецкий район РБ в порядке п.5 ст.132 Федерального закона № 127-ФЗ.
Собранием кредиторов от 22.07.2009г. принято решение о погашении требований кредиторов МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» путем предоставления им нереализованного имущества и дебиторской задолженности в качестве отступного и (или) проведения зачета встречных однородных требований.
Согласно реестру требований кредиторов МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» в полном объеме удовлетворены требования второй и третьей очереди.
Требования четырех кредиторов второй очереди погашены на основании расчетно-кассовых ордеров от 11.11.2008г.
Требования кредиторов третьей очереди удовлетворены следующим образом: требования задолженность перед МУП «Водоканал» в размере 7 503 309,47 руб. погашена путем передачи имущества на основании соглашений об отступном от 30.07.2009г.; задолженность перед МУП «Теплосервис» в размере 343 064,32 руб. погашена 03.08.2009г. соглашением о зачете от 30.07.2009г.; задолженность перед ОАО «Челябэнергосбыт» в размере 6 186,61 руб. погашена переводом № 89380 от 03.08.2009г.
В нарушение п.6 ст.24, ст.129, ст.130, п.4 ст.139, п.4 ст.132, п.1 ст.148, п.1 ст.140 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. без проведения оценки имущества должника, без утверждения предложения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника, без реализации имущества путем проведения торгов в форме конкурса, имущество должника передано в качестве отступного МУП «Водоканал».
В соответствии с п.2 ст.129 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Собранием кредиторов МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» от 22.07.2009г. принято решение о списании конкурсным управляющим безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
Как следует из инвентаризационной описи № 4 от 25.08.2008г., выявлено девять дебиторов МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» с задолженностью на сумму 36 205 932 руб.
Приказом от 27.07.2009г. № 4 «Об исключении из конкурсной массы МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» дебиторской задолженности» конкурсным управляющим списана дебиторская задолженность по семи дебиторам на сумму 29 422 203,61 руб., что подтверждается актами на списание с баланса МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» дебиторской задолженности от 20.07.2009г.
На основании акта от 20.07.2009г. списана дебиторская задолженность МУП «Белорецкагротехсервис» в размере 3 725,63 руб. и дебиторская задолженность МУП «Тепловые сети» в размере 9 458 388,20 руб. в связи с ликвидацией предприятий.
Между тем, согласно определениям Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2009г., от 27.07.2009г. по делу № А07-21107/2006 в арбитражном суде на рассмотрении находится ходатайство конкурсного управляющего МУП «Белорецкагротехсервис» о продлении срока конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2009г. по делу № А07-2906/2007 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Кашаев Р.Г., конкурсным управляющим утвержден Алибаев Р.Р.
Учитывая изложенное, МУП «Белорецкагротехсервис» и МУП «Тепловые сети» не ликвидированы.
Таким образом, списание дебиторской задолженности МУП «Белорецкагротехсервис» и МУП «Тепловые сети» в связи с ликвидацией является необоснованным.
Кроме того, конкурсным управляющим Евстратовым Б.В. в нарушение п.1 ст.140 Федерального закона № 127-ФЗ дебиторская задолженность к реализации не предлагалась, что подтверждается указанными соглашениями об отступном от 30.07.2009г. между МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» и МУП «Водоканал» о передаче в качестве отступного права требования с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство МР Белорецкий район РБ» на сумму 364 246,68 руб. (дебиторская задолженность) и права требования с МУП «Теплосервис» на сумму 5 208 589,60 руб.
Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей арбитражного управляющего и нарушении п.6 ст.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Таким образом, конкурсный управляющий Евстратов Б.В. при осуществлении процедуры конкурсного производства в отношении МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» не исполнил обязанности, установленные п.6 ст.24, п.2 ст.124, ст.147, п.3 ст.143, п.2 ст.129, ст.130, ст.139, п.4 ст.132, п.1 ст.148, п.1 ст.140 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. и совершил тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 24.08.2009г., ходатайством конкурсного управляющего Евстратова Б.В. от 05.08.2009г., судебными актами Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-8791/2008-Г-НЛВ, инвентаризационными описями, соглашением о зачете от 30.07.2009г., соглашениями об отступном от 30.07.2009г., приказом № 4 от 27.07.2009г. «Об исключении из конкурсной массы МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» дебиторской задолженности», актами на списание с баланса МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» дебиторской задолженности от 20.07.2009г., определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-21107/2006 от 22.06.2009г., от 27.07.2009г.; по делу № А07-2906/2007 от 08.06.2009г.
Оснований для освобождения арбитражного управляющего Евстратова Б.В. от административной ответственности и квалификации вменяемого правонарушения в качестве малозначительного в рамках ст.2.9 КоАП РФ суд, исходя из следующего, не усматривает.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам.
Возможность освобождения от административного наказания является правом суда, а не его обязанностью. Применение данной нормы осуществляется по усмотрению суда, которое должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005г. № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Допущенные конкурсным управляющим правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан – участников имущественного оборота в Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии признаков малозначительности.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии со ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая обстоятельства дела, суд назначает наказание арбитражному управляющему Евстратову Б.В. по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 2 500 руб.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан удовлетворить.
Привлечь арбитражного управляющего Евстратова Бориса Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наложить на арбитражного управляющего Евстратова Бориса Владимировича (02.06.1961 года рождения, уроженца г.Уфа, проживающего по адресу: 450075, г.Уфа, ул.Блюхера, 4-18, ИНН 027719880409) административный штраф в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по РБ (Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан)
р/с 40101810100000010001
в ГРКЦ НБ РБ Банка России
КБК 321 1 16 90040 04 0000 140
БИК 048073001
ИНН Получателя 0274101138
КПП Получателя 027601001
ОКАТО 80401000000
Плательщик: Евстратов Б.В. (ИНН 027719880409)
Исполнительный лист выдать по истечении тридцати дней после вступления решения в законную силу в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.