Судья Космачева О.В. Дело № 33 - 3556
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 октября 2017 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Дмитриевой Г.И.
при секретаре Ершовой А.М.
при участии истца Уварова С.С. и его представителя Уваровой Н.С., представителя Администрации г.Смоленска Трегубовой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Уварова Сергея Сергеевича на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 10 июля 2017 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Уварова С.С. и его представителя Уваровой Н.С., возражения представителя Администрации г.Смоленска Трегубовой М.Ю.,
установила:
Уваров С.С. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о признании незаконным постановления № 672-адм от 15.03.2017г. об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении его, жены ФИО2 дочери ФИО1 <данные изъяты> года рождения, в составе участников программы «Обеспечение жильём молодых семей»на 2017-2020 годы. В обоснование заявленных требований указал, что они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в состав участников программ «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 годы и 2014-2016 годы. Поскольку ответчиком незаконно отказано во включении в состав участников программы на 2017-2020 года со ссылкой на то, что в связи с приобретением жилого помещения по договору о долевом участии в строительстве жилья в 2014г. они утратили основание, дающее право на участие в указанной программе, просил суд удовлетворить заявленные требования.
В суде истец и его представитель Уварова Н.С., поддержав иск, указали, что требования о дате заключения кредитного договора на момент их обращения на участие в программе были отменены путём внесения изменений в Правила; на момент заключения кредитного договора они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, что свидетельствует о незаконности отказа во включении их в состав участников программы.
Представитель Администрация г.Смоленска требования не признала, ссылаясь на то, что семья истца обеспечена жилым помещением более учетной нормы на момент обращения во включение в состав участников программы на 2017-2020 годы, фактически на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и участников программы на 2014-2016 годы они были поставлены неправомерно.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 10 июля 2017 года исковые требования Уварова С.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Уваров С.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, с 09.09.2015 переименована на 2015-2020 годы.
В рамках данной программы предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 года N 575 введен подп. "е" п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы, согласно которому социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.
Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020» внесены изменения, а именно, в подп. "е" п. 2 Правил фраза «полученным до 1 января 2011 г.» исключена.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
Согласно п.7 указанных Правил, являющихся приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020» также внесены изменения, а именно, пункт 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, дополнен абзацем следующего содержания: «При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности».
В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Главы города Смоленска от 03.05.2005 № 1087 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» установлена учетная норма площади жилого помещения, которая составляет 10,5 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Постановлением Администрации Смоленской области от 04.10.2010 года № 588 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
Обеспечение жильем молодых семей на территории г.Смоленска осуществлялось в рамках утвержденной постановлением Администрации г. Смоленска от 27.10.2010 года № 323-адм долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, которая предусматривала предоставление молодой семье социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в том случае, если молодая семья приобрела жилое помещение или построила индивидуальный жилой дом не ранее 1 января 2006 года с использованием средств ипотечного жилищного кредита или займа и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением Администрации г.Смоленска от 13.05.2011 года № 826-адм в долгосрочную городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а постановлением Администрации Смоленской области от 05.04.2011 № 196 - в долгосрочную областную целевую программу, внесены изменения, согласно которым социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или кредитам, полученным на строительство индивидуального жилого дома в том случае, если молодая семья приобрела жилое помещение или построила индивидуальный жилой дом не ранее 1 января 2006 года с использованием средств ипотечного кредита или кредита, взятого на строительство индивидуального жилого дома, и не позднее 31 марта 2011 года и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 28.09.2016 года № 2247-адм утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2017-2020 годы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", согласно которой под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, указанные в абзаце четвертом настоящего раздела и соответствующие вышеустановленным условиям (далее - молодые семьи), поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные Администрацией города Смоленска по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Социальная выплата предоставляется для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Из материалов дела видно, что постановлением Администрации г.Смоленска от 15.05.2013г. № 844-адм Уваров С.С. с семьей из двух человек (он и жена ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 годы, по адресу: ...
Постановлением Администрации г. Смоленска от 18.07.2014г. № 1285-адм Уваров С.С. с семьей из двух человек (он и жена ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2014-2016 годы, тот же адрес.
Судом установлено, что по договору долевого участия в строительстве жилья № 1673/13/39 от 10.07.2014г. Уваровым С.С. и ФИО2 в совместную собственность приобретена квартира ... право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРП 20.04.2015г.
Оплата по указанному договору участия в строительстве жилья произведена Уваровым С.С., ФИО2 за счет кредитных средств, полученных в связи с заключением ими 23.07.2014г. <данные изъяты> кредитного договора № 73016.
По прекращению с 01.01.2017г. действия муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы, истцом на имя Главы Администрации г.Смоленска 15.02.2017г. подано заявление о включении его и членов его семьи, в составе жены ФИО2 дочери ФИО1 <данные изъяты> года рождения, в состав участников вступившей в силу программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации г.Смоленска от 28.09.2016г. № 2247-адм.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 15.03.2017г. №672-адм (с изменениями от 11.04.2017г.) Уварову С.С. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий его и членов его семьи, в составе жены ФИО2 дочери ФИО1 <данные изъяты> года рождения и во включении его с составом семьи из трех человек (он, жена, дочь) в состав участников программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2017-2020 годы в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, как приобретшему в собственность по договору долевого участия в строительстве жилья жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: ...
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом утрачено право на получение возмещения по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы, правомерно посчитав несостоятельными доводы истца о том, что на момент вступления в силу муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2017-2020 годы в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования внесены изменения с отменой ограничения по дате заключения кредитного договора, поскольку жилье приобретено в период участия истца в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы, когда его нуждаемость оценивалась при проживании по иному адресу.
Учитывая, что обеспеченность общей площадью на одного члена молодой семьи истца составляет <данные изъяты> а также принимая во внимание факт утраты Уваровым С.С. и членами его семьи (жены и дочери) статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент обращения во включение в состав участников муниципальной программы в связи с приобретением жилого помещения по договору о долевом участии в строительстве жилья, суд правомерно признал законными действия Администрации г.Смоленска по отказу во включении в состав муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2017-2020 годы судом и обоснованно отказал Уварову С.С. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы Уварова С.С. о том, что его молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, ссылки на положения п.19, п.38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050, на п.2.1 Порядка организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 26.03.2014г. №213, несостоятельны. На момент заключения кредитного договора действовали иные положения Правил, а признание нуждающимися и включение в состав участников муниципальной программы 18.07.2014 года происходило на иных условиях.
Как правильно отметил суд, в связи с приобретением жилого помещения по договору о долевом участии в строительстве жилья в 2014г. истец с семьей утратили основание, дающее право на участие в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2017-2020 годы.
Доводы жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права.
При таком положении оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 10 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Уварова Сергея Сергеевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: