№ 1-612/2013
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Омск 10.12.2013 года
Судья Октябрьского районного суда г.Омска Руденко П.Н., с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Омской области Лоренца А.А., подсудимого Чернышова В.А., адвоката Кондратюк Н.П., потерпевшей Ч.Е.М.., при секретаре Сагадетдиновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по которому Чернышов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, холост, имеющий среднее образование, не работающий, проживающий и зарегистрированный по адресу: <адрес>, ранее не судим, обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Подсудимый умышленно причинил смерть другому человеку при следующих обстоятельствах.
В период с 16 часов 00 минут 18.08.2013 года до 00 часов 00 минут 19.08.2013 года Чернышов В.А., Ч.Е.В. и другие лица употребляли спиртное во дворе <адрес>. 19.08.2013 года в период времени с 00 часов 00 минут до 00 часов 50 минут в процессе застолья между Чернышовым В.А. и Ч.А.А. возник словесный конфликт, в ходе которого они нанесли друг другу удары. После этого Чернышов В.А. направился в дом, взял нож и подошел к Ч.А.А. и Ч.Е.В.. Ч.Е.В.., пресекая возможное противоправное поведение Чернышова В.А., стал удерживать Чернышова В.А. за руку, в которой у последнего находился нож. В связи с внезапно возникшими личными неприязненными отношениями, с целью убийства, Чернышов В.А. умышленно нанес Ч.Е.В.. один удар ножом в область груди слева. В результате действий Чернышова В.А. потерпевшему Ч.Е.В. причинены телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения груди с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей груди, сквозного повреждения пятого ребра, ткани левого легкого и сердца, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Ч.Е.В. наступила на месте преступления спустя непродолжительный промежуток времени от проникающего колото-резаного ранения груди с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей груди, сквозного повреждения пятого ребра, ткани левого легкого и сердца, с развитием массивной кровопотери.
Допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого Чернышов В.А. вину признал. При этом подсудимый от дачи показаний уклонился.
Вина подсудимого подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Потерпевшая Ч.Е.М. пояснила, что погибший приходился ей сыном. В вечернее время 18.08.2013 года она, ее сын, Чернышов В.А. и другие лица употребляли спиртное. Около 24 часов между Чернышовым В.А. и Ч.А.А. возник словесный конфликт, переросший в драку. После обмена ударами Чернышов В.А. направился в дом. Она проследовала следом и увидела, что Чернышов В.А. взял на кухне нож. Она преградила ему дорогу, однако Чернышов В.А. оттолкнул ее, отчего она упала, и вышел из дома. Поднявшись, она вышла из дома и увидела лежащего на земле сына с ранением в области груди.
Из показаний на предварительном следствии свидетеля Ч.А.А.., исследованных в судебном заседании (т.1 л.д.79-81), следует, что 18.08.2013 года около 24 часов в ходе застолья между ним и Чернышовым В.А. возник словесный конфликт, переросший в обоюдную драку. После обмена ударами Чернышов В.А. направился в дом, а затем вернулся, держа в руке нож. Рядом с ним стояли Ч.Е.В. и Д.А.Н. Подойдя, Чернышов В.А. замахнулся и нанес один удар рукой, в которой находился нож, в область груди Ч.Е.В. После этого Чернышов В.А. взял аудиоколонку и бросил ее в сторону Ч.Е.В.
Аналогичные показания даны свидетелем Ч.А.А. на очной ставке с Чернышовым В.А. (т.1 л.д.104-106). При этом Чернышов В.А. подтвердил правдивость показаний Ч.А.А.
В судебном заседании свидетель изменил показания, заявив, что, вернувшись из дома с ножом, Чернышов В.А. пытался данным ножом нанести ему удар, однако он от данного удара уклонился. В связи с этим удар пришелся на Ч.Е.В.
С учетом совокупности доказательств суд приходит к выводу о том, что показания свидетеля в данной части не соответствуют действительности.
Так, будучи допрошенным на предварительном следствии в качестве подозреваемого Чернышов В.А. (т.1 л.д.70-73) пояснял, что с вечера 18.08.2013 года он совместно с Ч.А.А.., Ч.Е.В. и другими лицами употребляли спиртное. Около 23 часов между ним и Ч.А.А. возник словесный конфликт, в ходе которого Ч.А.А. нанес ему несколько ударов. После этого он сходил в дом, взял нож и подошел к Ч.А.А.., с которым продолжил словесный конфликт. В конфликт вмешался Ч.Е.В.., который, взяв его за руки, попытался отвести в сторону. Ему это не понравилось, и он нанес Ч.Е.В. один удар ножом в область груди.
Аналогичные пояснения были даны Чернышовым В.А. при проверке его показаний на месте происшествия (т.1 л.д.97-103). При этом, как следует из текстов протоколов, Чернышов В.А. по окончанию следственных действий согласился с приведенными в протоколах показаниями. Каких-либо возражений и замечаний от Чернышова В.А. не последовало. Оба следственных действия осуществлены в присутствии защитника, от которого также не поступило замечаний и возражений.
С учетом изложенного суд расценивает показания свидетеля Ч.А.А. на следствии, как достоверные и полагает необходимым взять их за основу. При этом показания свидетеля в судебном заседании относительно обстоятельств причинения телесных повреждений потерпевшему Ч.Е.В. суд расценивает, как нежелание давать изобличающие показания в отношении близкого родственника.
Из показаний на предварительном следствии свидетеля Д.А.Н.., исследованных в судебном заседании (т.1 л.д.88-90), следует, что в процессе застолья между Чернышовым В.А. и Ч.А.А.. возник словесный конфликт, в ходе которого Ч.А.А. нанес Чернышову В.А. удар в лицо, от которого последний упал на землю. Он и Ч.Е.В. подошли к ним, чтобы пресечь продолжение конфликта. Чернышов В.А. поднялся и направился в дом. Он отошел в сторону, а Ч.Е.В.. и Ч.А.А. остались стоять на месте. Через некоторое время, услышав крики, он обернулся и увидел, что Чернышов В.А. бросил в сторону Ч.Е.В. аудиоколонку, попав ему в грудь. Ч.Е.В. потерял сознание и упал на землю.
Свидетель Б.К.Е. пояснила, что 18.08.2013 года во дворе дома <адрес> вместе с Ч.Е.В. и Чернышовым В.А., а также другими лицами принимала участие в застолье. Около 24 часов между <данные изъяты> Чернышовыми В.А. и Ч.А.А.. возник конфликт, переросший в драку. После обмена ударами Чернышов В.А. направился в дом. За ним в дом проследовала Ч.Е.М.. Через некоторое время из дома донеслись крики, шум. Она проследовала к входной двери, где увидела лежащего на земле Ч.Е.В.
Аналогичные показания даны свидетелем К.К.С.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия (т.1 л.д.17-32) во дворе дома <адрес> обнаружен труп Ч.Е.В. с телесными повреждениями в виде колото-резаного ранения в области груди слева. В ходе осмотра изъято 5 кухонных ножей, два смыва на марлевые тампоны, полотенце.
Согласно протоколам выемки (т.1 л.д.75-78, 119-122) у Чернышова В.А. изъяты джинсы синего цвета, резиновые шлепки. В БУЗОО БСМЭ изъяты вещи Ч.Е.В.., а именно: трусы мужские, джинсовые брюки, ремень, футболка, олимпийка, а также лоскут кожи с раной, образец крови Ч.Е.В.
Как следует из заключения эксперта № 714 (т.1 л.д.136-145) кровь из трупа Ч.Е.В. и Чернышова В.А. относится к одной группе. На смывах, полотенце, джинсах Чернышова В.А., шортах, футболке, трусах Ч.Е.В. обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается как от Ч.Е.В.., так и от Чернышова В.А.
В соответствии с заключением эксперта № 249 МК (т.1 л.д.156-161) обнаруженное на представленном препарате кожи с области груди Ч.Е.В. сквозное повреждение прямолинейной формы по своим свойствам (форме, состоянию краев, концов, стенок) является колото-резаной раной. Вышеуказанная колото-резаная рана образовалась от однократного травмирующего воздействия колюще-режущим предметом типа клинка ножа, имеющим острое лезвие и «П»-образный обушок с хорошо выраженными ребрами, шириной погрузившейся под углом части в среднем (с учетом сократимости кожи и наклона клинка) около 1,5 – 2 см, длиной, судя по длине раневого канала, указанной в представленном заключении эксперта, не менее 5,5 см. Проведенным экспериментально-сравнительным исследованием установлено, что причинение вышеуказанной колото-резаной раны на представленном препарате кожи с трупа потерпевшего клинками ножей № 1, 2 и 3 не исключается. Причинение их клинками ножей № 4 и 5 исключено.
Согласно заключению эксперта № 3237 (т.1 л.д.50-59) смерть Ч.Е.В. наступила от проникающего колото-резаного ранения груди с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей груди, сквозного повреждения 5-го ребра, ткани левого легкого и сердца, с развитием массивной кровопотери. Смерть Ч.Е.В. наступила через непродолжительное время (не более несколько десятков минут) от момент причинения колото-резаного повреждения, по времени достаточного для развития массивной кровопотери. При исследовании трупа было обнаружено повреждение в виде проникающего колото-резаного ранения груди слева. Колото-резаное ранение груди с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей груди, сквозного повреждения 5-го ребра, ткани левого легкого и сердца образовалось незадолго до смерти, от одного воздействия твердым предметом, обладающим колюще-режущими свойствами, каковым мог быть клинок ножа, с длиной клинка не менее 5,5 см, максимальной шириной погрузившейся его части около 1,7 -2,3 см. Данное повреждение причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, имеет прямую причинную связь с наступлением смерти. Каких-либо следов, указывающих на возможную борьбу или самооборону, при исследовании трупа не обнаружено. Образование обнаруженного повреждения при падении (падениях) с высоты собственного роста на тупую твердую поверхность невозможно.
На основании совокупности представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что умысел подсудимого был направлен на лишение жизни потерпевшего. Об этом свидетельствуют способ причинения повреждений посредством ножа, место приложения удара в область нахождения жизненно важных органов. С учетом изложенного и наступивших последствий действия подсудимого правильно квалифицированы по ст.105 ч.1 УК РФ.
Иск потерпевшей о возмещении материального ущерба, связанного с погребением Ч.Е.В.. в сумме 60.000 рублей, признан подсудимым и подлежит удовлетворению в соответствии со ст.1064 ГК РФ.
Иск потерпевшей о компенсации морального вреда с учетом степени причиненных нравственных страданий подлежит удовлетворению в части в сумме 500.000 рублей в соответствии со ст.151 ГК РФ.
При назначении вида и размера наказания суд принимает во внимание в качестве смягчающих наказание обстоятельств признание вины, отсутствие судимостей, положительную характеристику с места жительства, удовлетворительную характеристику от участкового уполномоченного полиции, молодой возраст подсудимого, явку с повинной, представленную в ходе предварительного следствия. В то же время с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления суд считает необходимым назначить наказание, связанное с лишением свободы. При этом суд считает возможным не назначать дополнительное наказание в виде ограничения свободы. Оснований для изменения категории совершенного преступления на менее тяжкую суд не усматривает. В соответствии со ст.58 ч.1 п.»в» УК РФ наказание подлежит отбыванию в исправительной колонии строгого режима.
Руководствуясь ст.ст.296-299, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Чернышова В.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ, и назначить наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания исчислять с 10.12.2013 года с зачетом времени задержания и содержания под стражей с 19.08.2013 года.
Меру пресечения оставить без изменения в виде содержания под стражей.
Взыскать с Чернышова В.А. в пользу Ч.Е.М. в счет возмещения материального вреда 60.000 (шестьдесят тысяч) рублей; в счет компенсации морального вреда 500.000 (пятьсот тысяч) рублей. В остальной части иск о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Вещественные доказательства: 5 ножей, 3 марлевых тампона, полотенце – уничтожить; шлепки (пару сланцев), джинсы – возвратить Чернышову В.А.; олимпийку, джинсовые шорты, ремень из кожи, футболку, трусы мужские – возвратить Ч.Е.М.., при невостребованности – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Омский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора через Октябрьский районный суд г.Омска.
Судья:
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Приговор вступил в законную силу 30.12.2013 года.