РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2013 года город Полярный
Полярнинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Киселева М.Л., при секретаре Назлиевой В.В., с участием заявителя Сучкова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № ... (звание) СУЧКОВА А.В. об оспаривании действий начальников Отдела № 4 Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее Отдел № 4) и Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт - Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее ФКУ «УФО по Санкт-Петербургу»), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Сучков, имея общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям (далее ОШМ) изъявил желание встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма (далее жилье) в избранном после увольнения месте жительства.
Поскольку 28 октября 2013 года начальник Отдела № 4 отказал заявителю в постановке на вышеуказанный учет, последний обратился в суд и просил с учетом уточнений признать данное решение незаконным, обязать его отменить и поставить на таковой.
Кроме того, заявитель просит взыскать в его пользу судебные расходы в размере *** и *** рублей, связанные с оплатой услуг представителя и уплатой государственной пошлины при обращении в суд соответственно.
Ответчики - начальники Отдела № 4 и ФКУ «УФО по Санкт-Петербургу», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Представитель начальника ФКУ «УФО по Санкт-Петербургу» в своем письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия с требованиями заявителя не согласился и пояснил, что с учетом конкретных обстоятельств данного дела заявленный размер расходов на оплату услуг представителя в сумме *** рублей не соответствует критерию разумности и подлежит ограничению, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
В судебном заседании Сучков изложенные требования поддержал, просил их удовлетворить и в их обоснование пояснил, что ответчиком в постановке на учет ему было отказано, поскольку его бывшая супруга приобрела в собственность квартиру. В настоящий момент они разведены. Действия начальника Отдела № 4, отказавшего в признании нуждающимся, считает неправомерными, нарушающими его права, поскольку в соответствии с действующим законодательством, он имеет право на постановку на учет как нуждающийся в получении жилья при увольнении с военной службы.
Заслушав доводы заявителя, исследовав представленные материалы дела, суд находит заявление Сучкова подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
По делу установлено, что Сучков проходит военную службу по контракту в войсковой части № ..., имеет календарную выслугу более 10 лет и подлежит увольнению с военной службы в четвертом квартале 2013 года в связи с ОШМ, то есть по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с чем он избрал местом постоянного жительства
<адрес>.
Решением Врио начальника Отдела № 4 от 28 октября 2013 года № 08-15/941 Сучкову отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилья, в связи с представлением документов, не подтверждающих право стоять на соответствующем учете, поскольку бывшая жена военнослужащего Уч.1 в браке с которой Сучков состоял с <дата> по <дата> на основании договора купли-продажи является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было приобретено Уч.1 в период брака с Сучковым, следовательно, в соответствии с положениями ст.ст. 33, 34 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) являлось совместной собственностью супругов. Согласно п. 4 Инструкции, о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее Инструкция), военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходится менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с расторжением брака. Учитывая изложенное, оснований для признания Сучкова нуждающимся в обеспечении жилым помещением в настоящее время не имеется.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от <дата> № ..., Сучков проживает в муниципальной *** квартире принадлежащей администрации <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв.м.
Уч.1, являющаяся бывшей супругой заявителя, <дата> подала в мировой судебный участок № ... <адрес> заявление о расторжении брака. В результате чего, <дата> было вынесено заочное решение о расторжении такового между Сучковым и Уч.1, что также подтверждается соответствующим свидетельством серии № ... о расторжении брака <дата>.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 24 июля 2013 года, Уч.1 приобрела в собственность *** квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв.м., о чем 30 июля этого же года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области произведена государственная регистрация права собственности.
Свидетель Уч.1 показала, что брачные отношения между ней и заявителем фактически прекращены с декабря 2012 года. С указанного момента они проживают врозь, совместного хозяйства не ведут, однако официально брак между ними расторгнут только в июле 2013 года. Квартира приобретена ею на личные денежные средства уже после расторжения брака и не является их совместной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пункт 14 ст. 15 Закона определяет, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по ОШМ и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Из анализа ст. 15 Закона и ст. 5 Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ) следует, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежат применению и другие нормы действующего законодательства.
Согласно ч. 1, 2 ст. 34 СК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимое имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 СК РФ брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 СК РФ суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
Анализ приведенных правовых норм применительно к конкретным обстоятельствам дела позволяет прийти к выводу, что приобретенное Фоминской жилое помещение не относится к совместной собственности супругов, поскольку на момент его покупки заявитель не состоял с ней в семейных отношениях.
Доказательств обратного сторонами не представлено, не установлено таковых и в судебном заседании.
Поскольку Сучков ранее от Министерства обороны РФ не обеспечивался жилым помещением и после увольнения с военной службы избрал иное место жительства - это, по мнению суда, дает ему право стоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Также не подлежат применению в рассматриваемом случае и положения ст. 53 ЖК РФ, так как заявитель намеренно не совершал действия, позволяющие состоять ему на учете в качестве нуждающегося.
Таким образом, суд, исследовав все обстоятельства дела, приходит к выводу о необоснованности отказа ответчика в обоснование правомерности своих действий, а каких-либо обстоятельств, препятствующих в принятии заявителя на учет нуждающихся в получении жилья, по мнению суда, не имеется.
Квитанцией к приходному кассовому ордеру № ... подтверждается, что Сучков 6 ноября 2013 года внес оплату в размере *** рублей за услуги адвоката, который провел консультацию и подготовил заявление в суд.
Рассматривая вопрос о возмещении судебных расходов, суд принимает во внимание характер оказанной заявителю юридической помощи, сложность разбирательства по данному делу, а также принцип разумных пределов, в связи с чем приходит к выводу, что требование о возмещении расходов по оплате услуг представителя подлежит удовлетворению в размере *** рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме *** рублей подтверждены надлежащей квитанцией и, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежат возмещению заявителю пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере *** рублей за счет ФКУ «УФО по Санкт-Петербургу», поскольку он является довольствующим финансовым органом Отдела № 4.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Сучкова А.В. - удовлетворить частично.
Решение начальника Отдела № 4 Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 28 октября 2013 года № 08-15/941 об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с представлением военнослужащим документов, не подтверждающих право стоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма - признать незаконным и подлежащим отмене.
Обязать начальника Отдела № 4 Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принять Сучкова А.В. учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Сучкова А.В. *** рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд, и *** рублей за оплату услуг представителя.
В удовлетворении заявления Сучкова А.В. о взыскании в его пользу судебных расходов в размере, превышающем присужденные суммы - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Полярнинский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Председательствующий по делу М.Л. Киселев