Дело № 2-1286/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2015 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Ильиновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования «город Киров» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Киров о предоставлении жилого помещения. В обоснование указала, что на основании договора социального найма жилого помещения {Номер} от {Дата} является нанимателем жилого помещения, состоящего из двух комнат в коммунальной квартире общей площадью (Данные деперсонифицированы) кв.м. по адресу: г. Киров, {Адрес}, квартира б/н. В качестве членов семьи в квартире зарегистрированы ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5 Наймодателем является администрация города. Заключением межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу. Его эксплуатация небезопасна для жизни и здоровья проживающих. Семья признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди. Просит обязать администрацию г. Кирова предоставить ФИО1 как нанимателю жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Киров Кировской области, равнозначное по общей площади, занимаемому жилому помещению, не менее (Данные деперсонифицированы) кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта г. Кирова Кировской области, включив в договор социального найма в качестве членов семьи ФИО2, {Дата} г.р. – дочь, ФИО3, {Дата} г.р. – сестру, ФИО3, {Дата} г.р. – брата, ФИО5, {Дата} г.р. – племянника, взаимен жилого помещения по адресу: г. Киров, {Адрес}-б/н, признанного аварийным.
В судебном заседании истец ФИО1, действующая от себя лично и от имени несовершеннолетнего третьего лица ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.
Третьи лица ФИО3, действующая от себя лично и от имени несовершеннолетнего третьего лица ФИО6, ФИО3 исковые требования полагали подлежащими удовлетворению. Однако пояснили, что при предоставлении жилого помещения каждому должна быть предоставлена отдельная комната.
Третьи лица ФИО6, ФИО2 в связи с малолетним возрастом в судебное заседание не явились. Их участие обеспечено законными представителями.
Представитель ответчика на основании доверенности ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что срок расселения дома не наступил. Права истца не нарушены. Приобщила отзыв.
С учетом мнения участников процесса суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что ФИО1 на основании договора {Номер} от {Дата} является нанимателем жилого помещения – двух комнат в коммунальной квартире общей площадью (Данные деперсонифицированы) кв.м. по адресу: г. Киров, {Адрес} (л.д.7-11).
В качестве членов семьи в жилом помещении зарегистрированы и включены в договор социального найма ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО5 (л.д.11, 15). Семья занимает жилое помещение в виде двух комнат в коммунальной квартире. {Адрес} жилого помещения (Данные деперсонифицированы) кв.м.
Заключением межведомственной комиссии от {Дата} {Номер} жилой дом по адресу: г. Киров, {Адрес}, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.13).
Как следует из выписки из протокола {Номер} заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от {Дата}, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова от {Дата} № 395, ФИО1 с составом семьи 5 человек (она, дочь, сестра, брат, племянник) поставлена на учет по предоставлению жилого помещения вне очереди (л.д.14).
Расселение граждан из аварийного дома по адресу: г. Киров, {Адрес}, предусмотрено в рамках муниципальной программы «Переселение граждан города Кирова из ветхого и аварийного жилищного фонда в приоритетных зонах застройки в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 03.07.2014 № 2794-П (п.189 приложение № 1).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
Согласно паспорту областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/365 «Об областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы» целями и задачами этой программы являются переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки. Данной программой также определены лимиты финансирования муниципальных образований на переселение граждан, установлены способы переселения граждан, а также критерии к предоставляемого жилья. Одним из способов переселения граждан установлено предоставление построенных (приобретенных) жилых помещений по договорам социального найма гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (п.5.1).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст. 86 - 89 ЖК РФ.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 – 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон № 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах доводы третьих лиц о необходимости обеспечения жильем в виде отдельной комнаты каждому, противоречат указанным выше предписаниям закона и выходят за рамки исковых требований.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором зарегистрированы истец и третьи лица, непригодно для проживания.
Исходя из смысла и содержания п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ следует признать, что эта норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, также разъяснено, что в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и, руководствуясь ст.ст. 49, 86, 89 ЖК РФ, принимает решение об обязании администрации г. Кирова предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО5 по договору социального найма жилое помещение в пределах г. Кирова, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире, в пределах г. Кирова, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому по общей площади, то есть не менее (Данные деперсонифицированы) кв.м. общей площади.
Оснований для освобождения администрации г. Кирова от данной обязанности суд не усматривает.
Несмотря на удовлетворение требований истца, суд не усматривает оснований для самостоятельной правовой оценки требований о включении третьих лиц в договор социального найма, поскольку заключение договора найма и включение в него проживающих относится к вопросам исполнения решения суда.
Ходатайство представителя администрации г. Кирова о предоставлении отсрочки исполнения данного решения суда для проведения мероприятий по закупке жилого помещения для истцов в соответствии с действующим законодательством не подлежит рассмотрению при вынесении судом решения, поскольку вопросы предоставления отсрочки согласно ст. 203 ГПК РФ могут быть рассмотрены только после вынесения судом решения. Заявление данного ходатайства на стадии рассмотрения дела по существу прямо противоречат указанной норме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию г. Кирова предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире, в пределах г. Кирова, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому по общей площади, то есть не менее (Данные деперсонифицированы) кв.м. общей площади.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20.03.2015.
Председательствующий судья Л.В. Комарова