РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2016 года с.Малая Пурга Удмуртской Республики
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,
при секретаре Рагозиной Г.Р.,
с участием пом.прокурора Малопургинского района УР Абашевой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора <адрес> УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к НЛА о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
<адрес> УР, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к НЛА о прекращении действия права на управление транспортными средствами, мотивируя тем, что НЛА имеет право управления транспортными средствами категории «А» на основании водительского удостоверения <адрес>, выданного 06.02.2009г.. В то же время ответчик имеет медицинские противопоказания для управления транспортными средствами. С 11.06.2015г. ответчик состоит на диспансерном учете в БУЗ УР «Малопургинская ЦРБ» с диагнозом «алкогольная зависимость», который является противопоказанием к управлению транспортными средствами. В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», противопоказано управление транспортными средствами лицам при наличии у них признаков алкоголизма, наркомании, токсикомании. Управление НЛА транспортными средствами создает реальную угрозу возникновения ДТП, причинения вреда жизни и здоровью либо причинения имущественного ущерба граждан, чем нарушаются права граждан, общественные и государственные интересы.
В судебном заседании.
Помощник прокурора <адрес> УР Абашева Д.Ш. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик НЛА в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (извещение возвращено в суд с отметкой «Истек срок хранения»).
Представитель третьего лица ОМВД России «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в ст. 26 данного Федерального закона.
Условиями получения прав на управление транспортными средствами согласно ч. 1 ст. 26 указанного Закона являются достижение определенного возраста, наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.
В силу положений ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Как установлено судом, НЛА имеет водительское удостоверение <адрес>, выданное 06.02.2009г. на право управления транспортными средствами категории «А».
При этом с 11.06.2015г. ответчик состоит на диспансерном учете в БУЗ УР «Малопургинская ЦРБ» с диагнозом «алкогольная зависимость».
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Перечень) противопоказано управление транспортными средствами лицами, при наличии у них признаков алкоголизма. При этом лица, страдающие заболеванием «алкоголизм» допускаются к управлению транспортными средствами при установлении стойкой ремиссии (выздоровления).
Положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, НАП имеет медицинские противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в связи с чем, обладание им таким правом нарушает права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, поскольку создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба.
На основании Приказа Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» одним из оснований для снятия с диспансерного учета является стойкая ремиссия (выздоровление), которая подтверждается трехлетним сроком наблюдения у врача-психиатра-нарколога. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией производится на основании заключения врачебной комиссии.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие стойкой ремиссии и иных, необходимых для допуска к управлению транспортными средствами, обстоятельств.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что состояние здоровья НЛА препятствует безопасному управлению им транспортными средствами.
Данное обстоятельство является угрозой безопасности дорожного движения и нарушает права неопределенного круга лиц, установленные и гарантированные действующим законодательством РФ.
Суд отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15.11.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ, использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 15.11.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Учитывая положения п. 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством, основные задачи в области безопасности дорожного движения, к которым относятся: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Имеющееся у НЛА заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), следовательно, управление им (ответчиком) транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем.
Сам факт нахождения ответчика на учете до настоящего времени и отсутствие данных медицинского учреждения о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствуют об имеющемся у него заболевании и наличии противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При прохождении ответчиком надлежащего лечения от вышеуказанного заболевания он вправе вновь приобрести право на управление автотранспортными средствами.
Следовательно, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения иска прокурора и прекращения действия права ответчика на управление транспортными средствами, поскольку дальнейшее управление им транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ 06.02.2009░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░