Решение по делу № 2-16/2019 (2-544/2018;) ~ М-509/2018 от 07.11.2018

    Дело № 2-16/2019

42RS0030-01-2018-000837-24

Р Е Ш Е Н И Е

                     Именем Российской Федерации

пгт Яшкино                                                                                       20 мая 2019 года

Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Марукян М.С.

при секретаре Кузнецовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Федерального агентства лесного хозяйства к МКУ «Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района», администрации Яшкинского муниципального района, Дементьеву Сергею Сергеевичу о признании сделки недействительной и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

    У С Т А Н О В И Л:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.

Исковые требования мотивированы тем, что 27 июля 2015 года между администрацией Колмогоровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области и Дементьевым С.С. был заключен договор аренды земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадь 1200 кв.м. (далее - спорный земельный участок). Срок аренды участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что земельный участок с кадастровым номером находится в незаконном пользовании Дементьева С.С., т.к. незаконно предоставлен ему в аренду. Подписанный договор аренды является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорный земельный участок частично пересекается с землями лесного фонда.

В связи со вступлением 11.08.2017 г. в действие ФЗ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее — ФЗ № 280-ФЗ), статьёй 5 которого внесены изменения в статью 14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172-ФЗ (далее – ФЗ №172-ФЗ), которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 ФЗ № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По поручению Правительства Российской Федерации от 06.07.2017г. №ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017г. ФЗ № 280-ФЗ Рослесхозом совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации организовано проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий, создана межведомственная рабочая группа по проведению указанной проверки, дано поручение ФГБУ «Рослесинфорг» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства с земельным участком КН , расположенным по адресу: <адрес>А, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 1200 кв. м. (далее - спорный земельный участок). По результатам указанного совмещения выявлено, что границы указанного земельного участка полностью пересекаются с землями лесного фонда Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское квартал № 204, выдел 4. Площадь пересечения 1200 кв.м. Истец считает, что спорный земельный участок незаконно находится в собственности ответчика, оспариваемый земельный участок включен в квартал 204 выдел 4 Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества Кемеровской области. Факт наложения границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг» №13. Считает, что постановка на кадастровый учет спорного земельного участка была произведена в нарушение статей 39, 45 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.

Просит: 1. Признать недействительным договор №216 аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ.

2. Истребовать из незаконного владения администрации Яшкинского муниципального района и Дементьева С.С. в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 1200 кв.м., кадастровый , входящий в состав земельного участка Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское квартал №204, выдел 4, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

              № точки Х Y
1               656866,59 1311060,82
2               656857,14 1311078,2
3           656803,85 1311048,09
4               656814,57 1311031,32
1               656866,59 1311060,82

3. Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав на отнесение спорного земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 1200 кв.м., входящего в состав земельного участка Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское квартал , выдел 4 к землям лесного фонда.

Определением суда от 26 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Колмогоровского сельского поселения Яшкинского муниципального района.

Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик администрация Яшкинского муниципального района, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направила по неизвестной причине, не просил об отложении дела.

    Ответчик Дементьев С.С. о времени и месте подготовки дела к судебному разбирательству, о времени и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом – судебными извещениями, направленными заказными письмами с уведомлением о вручении по адресу его регистрации. Извещения возвращены организацией почтовой связи за истечением срока хранения. Ответчик не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствие, сведения о причинах своей неявки суду не представил.

        В силу ч.1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

    Согласно ст. 117 ГПК РФ, при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное поручение, считается извещённым о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

    Кроме того, в силу ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

    Учитывая требования закона и принимая во внимание разъяснения, данные в п.п. 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положения раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд считает, что обязанность по извещению ответчика, предусмотренная ст. 113 ГПК РФ, судом выполнена, а ответчик, извещённый надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, в связи с чем, у суда имеются процессуальные основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала «Запсиблеспроект», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в лице Яшкинского отдела, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного комплекса Кемеровской области, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, каких-либо ходатайств, возражений относительно заявленных требований суду не представил.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ответчика– администрации Колмогоровского сельского поселения – и.о. полномочия главы поселения А.М. Бахтигузина в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что спорный земельный участок всегда находился в границах населенного пункта с Колмогорово, землями лесного фонда не значился. Администрация Колмогоровского сельского поселения распоряжалась спорными земельными участками, руководствуясь генеральным планом сельского поселения, утвержденным в установленном порядке, сверяясь при этом с публичной кадастровой картой.

Представитель ответчика МКУ «Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района» - Скорых Г.А. возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям, изложенным ею в письменном отзыве, суть которых заключается в том, что Управление не может являться ответчиком по данному гражданскому делу поскольку с 01.03.2015 после принятия ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ и до 01.01.2017 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялись органами местного самоуправления поселений. В настоящее время Управлением ведется работа по устранению выявленных противоречий и переводу спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 48.

Выслушав представителей ответчиков администрации Колмогоровского сельского поселения, МКУ «Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района», изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом и т.д.

Земельные участки как недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость), являются объектами гражданских прав (ст. ст. 128, 130 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно статье 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

П.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010    (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

В п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

По смыслу вышеприведенных норм, по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на истребуемое имущество (в данном случае земельных участок), а также незаконность владения этим имуществом конкретным лицом.

Согласно ч.ч.1,5 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с ч.1 ст.17 ЗК РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу ч.1 ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов;3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4) земли особо охраняемых территорий и объектов;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч.2 ст.7 ЗК РФ).

Ч.2 ст.8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Исходя из положений ст.83, п.1 ст. 84 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Согласно ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьями 68 и 69 ЛК РФ, а также пунктами 3 - 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно приказу Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Из материалов дела следует, что приказом Рослесхоза от 16.10.2008 N 300 "Об определении количества лесничеств на территории Кемеровской области и установлении их границ" определены границы Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества Кемеровской области.

Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований" утверждено Картографическое и координатное описания местоположения границы муниципального образования Яшкинский муниципальный район, в том числе Колмогоровского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 27.09.2012 года №69-р утвержден Генеральный план Колмогоровского сельского поселения, решением Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 25.01.2017 года №48-р внесены изменения в Генеральный план Колмогоровского сельского поселения.

В соответствии с публичной кадастровой картой и Генеральным планом муниципального образования» Колмогоровское сельское поселение», как по состоянию на 2012 г. так и на 2017 год, все предоставленные на территории земельные участки значатся как «земли населенных пунктов», не затрагивают земли лесного фонда.

Согласно решению Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 30.04.2014 года №119-р утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования «Колмогоровского сельского поселения», решением Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 25.01.2017 года №47-р, от 29.06.2017 года №57-р внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Колмогоровского сельского поселения» Яшкинского муниципального района Кемеровской области касающиеся, в том числе, предельного размера предоставления земельных участков.

Согласно решению Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 22.02.2018 года №82-р отменены решения Совета народных депутатов Колмогоровского сельского поселения от 29.06.2017 года №57-р и от 29.12.2017 года №74-р.

Решением Совета народных депутатов Яшкинского муниципального района Кемеровской области от 26.12.2017 года №355-р утверждены Правила землепользования и застройки сельских поселений Яшкинского муниципального района.

Согласно выкопировки из Правил землепользования и застройки Колмогоровского сельского поселения от 30.04.2014 года, обозначены границы федеральной, муниципальной собственности, частной собственности.

Также установлено, что 27 июля 2015 года на основании распоряжения администрации Колмогоровского сельского поселения Яшкинского муницпального района от 27 июля 2015 года №183-Р, между администрацией Колмогоровского сельского поселения и Дементьевым С.С заключен договор аренды № 216 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 1200 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, на срок с 27.07.2015 до 27.07.2035.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Сведения о правообладателе в ЕГРН отсутствуют. Обременение объекте недвижимости – аренда, дата государственной регистрации 19.01.2016 года, номер государственной регистрации срок на который установлено ограничение - с 27.07.2015 по 27.07.2035, лицо, в пользу которого установлено обременение объекта недвижимости, - Дементьев С.С., основание государственной регистрации - договор аренды земельного участка от 27.07.2015 №216. В разделе 3.2 выписки из ЕГРН указаны сведения о характерных точках границ земельного участка.

В обоснование своего права собственности истцом предоставлены свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2003 , согласно которому Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 1040700 га, назначение земли лесного фонда, с кадастровым номером .

Согласно выписке из государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером находится на лесном участке Яшкинского лесничества, Пачинского участкового лесничества, урочища Колмогоровское, квартал 204, выдел 4, который расположен в защитных лесах, категории защитности: леса выполняющие функцию защитные полосы вдоль дорог, площадь земельного участка составляет 1200 кв.м.

В лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства Яшкинского лесничества, копия таксационного описания) спорный земельный участок полностью включен в квартал 204 выдел 4 Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества Кемеровской области.

Согласно заключению №13 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», по результатам указанного совмещения выявлено, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером пересекаются с землями лесного фонда Яшкинского лесничества Пачинского участкового лесничества урочище Колмогоровское квартал № 204, выдел 4. Площадь пересечения составляет 1200 кв. м.

Свои требования истец основывает на том, что действующее законодательство предусматривает приоритет сведений государственного лесного реестра над сведениями, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, а в лесоустроительных материалах спорный земельный участок полностью включен в квартал 204 выдел 4 Пачинского участкового лесничества Яшкинского лесничества Кемеровской области.

В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Ч.2 ст.168 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В нарушение требований ст.56 ГПК РФ истцом не приведено оснований и не представлено доказательств недействительности сделки по распоряжению спорным земельным участком. Правом ходатайствовать перед судом о назначении судебной землеустроительной экспертизы истец не воспользовался.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судом при рассмотрении дела установлено, что спорный земельный участок предоставлен в аренду ответчику Дементьеву уполномоченным на то лицом, с соблюдением требований действующего законодательства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства, до настоящего времени эти границы никем не оспорены и недействительными не признаны, спорный земельный участок был предоставлен в аренду    уже с установленными границами, пересечений с землями лесного фонда по данным государственного кадастрового учета спорный земельный участок на дату сделки не имел, государственная регистрация договора аренды соответствовала требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, при рассмотрении данного дела необходимо учесть и положения ФЗ от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", который вступил в действие на момент рассмотрения настоящего дела судом.

Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции ФЗ от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят ФЗ от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим ФЗ в статью 4.6 ФЗ от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).Кроме того, в часть 3 статьи 14 ФЗ от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственномреестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 ФЗ от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

В своем Определении от 21.09.2017 N 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Из материалов дела усматривается, что право пользования спорным земельным участком по договору аренды, передано уполномоченным органом до 1 января 2016 года. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, относится к категории земель населенного пункта с момента его постановки на кадастровый учет и не может одновременно относиться к землям лесного фонда, так как это противоречит положениям п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации о принадлежности каждого участка только к одной категории земель. И доказательств обратного истцом не предоставлено.

В части 6 статьи 14 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются, к которым спорный земельный участок не относится.

Надлежащих доказательств нахождения спорного земельного участка в собственности истца, его включения в состав земель лесного фонда или пересечения с таким участком, истцом не предоставлено, сведения о его согласовании с землепользователями смежных земельных участков отсутствуют.

Предоставленные истцом информация о лесном участке, таксационное описание, планшет Пачинского участкового лесничества, карта-схема расположения участковых лесничеств Кемеровской области (Яшкинского лесничества) не подтверждают обоснованность заявленных исковых требований. Границы пересекаемого лесного участка надлежащим образом не установлены, на учете в ГКН не состоят.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и их разъяснений, а также совокупности установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Федеральному агентству лесного хозяйства в удовлетворении исковых требований к МКУ «Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района», администрации Яшкинского муниципального района, Дементьеву Сергею Сергеевичу о признании сделки недействительной и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено в

окончательной форме: 25 мая 2019 года

2-16/2019 (2-544/2018;) ~ М-509/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Дементьев Сергей Сергеевич
Администрация Яшкинского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных отношений Администрации Яшкинского муниципального района"
Администрация Колмогоровского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области Яшкинский отдел
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
Департамент лесного комплекса Кемеровской области
Ким Марина Юлитьевна
ФГБУ "Рослесинфорг" Запсиблеспроект
Управление Росреестра по Кемеровской области
Суд
Яшкинский районный суд
Судья
Марукян М.С.
07.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2018[И] Передача материалов судье
07.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
26.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2018[И] Судебное заседание
26.12.2018[И] Судебное заседание
21.01.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
12.02.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
12.02.2019[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2019[И] Предварительное судебное заседание
20.05.2019[И] Судебное заседание
25.05.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2019[И] Дело оформлено
16.10.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее