Решение по делу № 2а-905/2018 ~ М-5133/2017 от 29.12.2017

Дело № 2а - 905 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь                                 21 февраля 2018 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при секретаре Морозовой Н.В.,

с участием представителя административного истца Калегина В.А.,

представителя административного ответчика Бобровой О.Ю.,

заинтересованного лица Ильиных А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковалева Андрея Сергеевича, Дерягина Владислава Васильевича к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю о признании незаконными действий по исключению юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

У С Т А Н О В И Л:

Ковалев А.С., Дерягин В.В. обратились в суд с административным иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю о признании незаконными действий по исключению юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, указав в обосновании требований, что 18.09.2017г. в отношении ООО «Авто Ярмарка» в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Исключение юридического лица произошло на основании решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 26.05.2017г. № 3280, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю. О решении налогового органа ответчикам стало известно только после поступления в суд искового заявления ФИО1 заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью учредителя. Данное решение ответчикам и ООО «Авто Ярмарка» не направлялось, при этом решение явно нарушает права кредиторов и не соответствует положениям российского законодательства, регулирующим порядок ликвидации юридических лиц и обязательственные отношения в гражданском деловом обороте, договорные правоотношения. Считают, установленный статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ упрощенный - внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность, а неосуществление организацией своей деятельности в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания её недействующей не является. Непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, но может ли быть достаточным основанием для прекращения её деятельности. Права кредиторов на получение денежных средств с должника нарушены, в связи с тем. что принимая решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, административный ответчик принял во внимание только обстоятельства, что у должника отсутствуют движения но расчетному счету. Однако административным ответчиком не приняты во внимание все необходимые для проверки сведений, в том числе о наличии обязательств перед кредиторами, которые являются открытыми и размещены на сайте www.ufssp.ru. Размещение сведений в журнале «Вестник государственной регистрации» не может являться надлежащим информированием всех кредиторов в силу того, что указанное СМИ не является общедоступным для граждан, которые не ведут предпринимательскую деятельности и не обладают специальными навыками необходимости проверки сведений в указанной литературе. Таким образом, наличие записи об исключении ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ препятствует кредиторам получить задолженность от должника, а также нарушает права и законные интересы кредиторов, не получивших своё возмещение. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия. Таким образом, при принятии решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ уполномоченный налоговый орган обязан убедиться в том, что данный субъект действительно не ведет никакой деятельности на протяжении определенного периода, а также не исполняет обязанности, возложенные на него законом. Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является альтернативной, реализуемой исключительно по инициативе уполномоченного органа государственной власти - Инспекции ФНС РФ. Однако в то же время она обладает и рядом признаков добровольной ликвидации, поскольку предполагает необходимость полного погашения всех долговых обязательств, так как их наличие является препятствием для применения указанной процедуры. При этом, какие-либо препятствия должны быть известны налоговому органу. Учитывая, что на момент вынесения ответчиком оспариваемого решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, так и на момент внесения записи об исключении из реестра ООО «Авто Ярмарка» в отношении Общества имелись препятствия, считают, что у налогового органа отсутствовали основания, предусмотренные п.1 ст.21.1 Закона № 129-ФЗ для признания ООО «Авто Ярмарка» недействующим юридическим лицом.

Просят признать незаконным решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 26.05.2017г. № 3280, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю; признать незаконным решение Межрайонной инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении ООО «Авто ярмарка», как фактически прекратившего свою деятельность; обязать административного ответчика восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об ООО «Автоярмарка», как о действующем юридическом лице.

Административные истцы Ковалев А.С., Дерягин В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца Дерягина В.В. - Калегин В.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Боброва О.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве из которого следует, что отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

По смыслу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

В силу п. 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.

Правильность такого толкования рассматриваемых норм подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 1 Постановления Пленума № 6 от 20.12.2006 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» согласно которой процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. То есть предусмотренное ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц опубликованное решение о предстоящем исключении.

Таким образом, только наличие одновременно признаков указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, доверия этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются:

документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов РФ;

документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

Решение № 3280 о предстоящем исключении ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ принято Инспекцией 26.05.2017г. на основании справки № 233-О от 22.05.2017г. о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах и справки № 233-С от 22.05.2017г. об отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, представленных ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми.

Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО «Авто Ярмарка», а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицам кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Инспекции, по которому могут быть направлены заявления, были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» № 21 (635) часть 2 от 31.05.2017/2187.

Журнал «Вестник    государственной    регистрации» является официальным источником для публикации сведений о государственной регистрации юридических лиц, при этом в действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы права, обязывающие регистрирующий орган извещать заинтересованных лиц о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ фактически недействующего юридического лица иначе, чем через публикацию в органах печати. Таким образом, Инспекция, являясь регистрирующим органом, исполняя свои обязанности по соблюдению прав, как самого ликвидируемого лица, так и всех заинтересованных лиц своевременно, в определенном печатном издании опубликовала данные о предстоящем исключении.

В     соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления от недействующего юридического лица, кредиторов и или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивается в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут быть направлены в срок, не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. На момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ заявления от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из реестра, не поступили. Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, административные истцы и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемом Инспекцией решении о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, что сделано не было, то есть административные истцы своим бездействием приняли на себя соответствующие риски.     Таким образом, административные истцы, как лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имели возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением данного юридического лица из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ. Поскольку административные истцы не воспользовались своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ нарушены их права, не имеется. Таким образом, при отсутствии доказательств нарушения прав заявителя исключением ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ, п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ применен быть не может. Установленный Законом № 129-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц не предполагает действий регистрирующего органа в выявлении непогашенной задолженности, судебных споров или иных признаков экономической деятельности юридического лица с признаками недействующего. Напротив, сами кредиторы или иные заинтересованные лица вправе, причем в ограниченный срок со дня публикации решения о предстоящем исключен воспользоваться правом на предоставление в регистрирующий орган сведений об обязательствах такого лица, что влечет прекращение процедуры исключения.

Таким образом, в настоящем случае отсутствуют доказательства нарушения регистрирующим органом порядка исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, приведшего к нарушению гарантированных Законом № 129-ФЗ прав кредиторов или иных лиц. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

        Заинтересованное лицо Ильиных А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, указав, что является кредитором ООО «Авто Ярмарка» на основании договора займа от 16.09.2015г. Денежные средства по договору не возращены. В суд за взысканием долга не обращалась.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 21.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).

В соответствии со ст. 22 вышеуказанного Федерального закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (пункт 6).

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1. вышеуказанного Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8).

Как следует из материалов дела ООО «Авто Ярмарка» было зарегистрировано 19.04.2011г. и поставлено на учет Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю. Истцы Ковалев А.С. и Дерягин В.В. являются учредителями данного общества.

В связи с тем, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия решения о предстоящем исключении из реестра как недействующего юридического лица, ООО «Авто Ярмарка» документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не представляло, операций по банковским счетам не осуществляло, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия решения о предстоящем исключении ООО «Авто Ярмарка» из реестра как недействующего юридического лица.

Сведения о данном решении были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 № 21(635) от 31.05.2017/2187.

В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в адрес налогового органа какие-либо заявления не поступали. Сведениями о том, что заявитель является фактически действующим юридическим лицом, Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермскому краю также не располагало.

При таком положении, учитывая, что ООО «Авто Ярмарка» обладало всеми признаками недействующего юридического лица, у регистрирующего органа имелись правовые основания для принятия решения о предстоящем исключении ООО «Авто-Ярмарка» из реестра как недействующего юридического лица.

Доказательства, подтверждающие занятие деятельностью, соответствующей целям и задачам Устава, истцами, являющими также учредителем организации, не представлены.

Доводы истцов о том, что при принятии решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ уполномоченный налоговый орган обязан убедиться в том, что данный субъект действительно не ведет никакой деятельности на протяжении определенного периода, имеет кредиторскую задолженность, а также не исполняет обязанности, возложенные на него законом, является необоснованными.

Положения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» применяется с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.

Однако, несмотря на своевременное опубликование сведений о предстоящем исключении Ильиных А.С., считая себя кредитором ООО «Авто Ярмарка» не воспользовалась своим правом заявить в установленный срок возражения, свидетельствующие о несогласии с исключением.

Кроме того, исключение ООО «Авто Ярмарка» из ЕГРЮЛ не лишает Ильиных А.С. права при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Поскольку порядок исключения, предусмотренный статьей 21.1 Закона о регистрации, регистрирующим органом соблюден в полной мере, правовых оснований для удовлетворения административного иска судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Ковалева Андрея Сергеевича, Дерягина Владислава Васильевича к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю о признании незаконным решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 26.05.2017. , признании незаконным решения по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении ООО «Авто Ярмарка» как фактически прекратившего свою деятельность, возложении обязанности о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведений как о действующем юридическом лице – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:                              И.В. Панькова

Мотивированное решение суда изготовлено 26.02.2018г.

Решение суда не вступило в законную силу. Секретарь -

2а-905/2018 ~ М-5133/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалев А.С.
Дерягин В.В.
Ответчики
МИФНС № 17 по Пермскому краю
Другие
Ильиных А.С.
Калегин В.А.
Прочаков С.А.
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Панькова Ирина Владимировна
29.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018[Адм.] Судебное заседание
21.02.2018[Адм.] Судебное заседание
26.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее