Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 сентября 2016 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ашурковой А.П.
с участием прокурора Антоновой В.М.
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3653/16 по иску прокурора города Сызрани в интересах Елисеевой О.Е. к Администрации г.о. Сызрань Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Елисеевой О.Е., <дата> года рождения к Администрации г.о. Сызрань Самарской области, в котором просит обязать Администрацию г.о. Сызрань Самарской области предоставить Елисеевой О.Е. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм. В обоснование доводов ссылается на то, что Елисеева О.Е. относится к лицам из числа детей-сирот.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Елисеева О.Е. в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже социальных норм. Однако, Елисеева О.Е. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Елисеева О.Е. обратилась в прокуратуру г. Сызрань с заявлением о защите её жилищных прав в судебном порядке, поскольку финансовое положение не позволяет ей самостоятельно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора исковое заявление поддержала, привела доводы, изложенные выше, просила их удовлетворить.
Елисеева О.Е. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации городского округа Сызрань Самарской области в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Администрация г.о. Сызрань Самарской области осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в настоящее время отсутствуют специализированные жилые помещения.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и в удовлетворении иска отказать или удовлетворить, с указанием о предоставлении жилого помещения в порядке очередности.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в адрес суда отзыв, в котором поддерживает правовую позицию Администрации г.о. Сызрани, поскольку специализированный жилищный фонд формируется за счет средств вышестоящих бюджетов, но субвенции из вышестоящих бюджетов не поступили и специализированный жилищный фонд не сформирован.
Представитель Управления семьи, опеки и попечительства в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с требованиями закона.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012 г.) № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч.1 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ч.3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Судом установлено, что Елисеева О.Е., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот.
Елисеева О.Е. обратилась в прокуратуру г. Сызрань с заявлением о защите её жилищных прав в судебном порядке, поскольку финансовое положение не позволяет ей самостоятельно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Согласно постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области № *** от <дата> Елисеева О.Е., <дата> г.р. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань.
Таким образом, Елисеева О.Е. в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Сызрани Самарской области в интересах Елисеевой О.Е., <дата> года рождения к Администрации г.о. Сызрань Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань Самарской области предоставить Елисеевой О.Е., <дата> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья: