Решение по делу № 2а-5766/2018 ~ М-6527/2018 от 31.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

30.11.2018 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Карибове В.И.,

с участием административного истца МО.ва О.В.,

представителя административного ответчика администрации г.Сочи Воропаевой Н.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску МО.ва О. В. к администрации г.Сочи о признании незаконным действий органа местного самоуправления,

установил:

МО.в О.В. обратился в суд с административным иском к администрации г.Сочи, в котором просит

признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>;

установить границы образуемого путем перераспределения земельного участка общей площадью 389 кв.м, в кадастровом квартале , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес> на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Сойновой С. С., являющимся членом СРО Ассоциация "ОКИС", уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов-10572 (идентификационный номер квалификационного аттестата 42-10-66 от 16.12.2010 г.) на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной в 2018 г. При этом согласие правообладателя земельного участка и согласование границ со смежными землепользователями не требуется;

обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в г.Сочи осуществить государственный кадастровый учет образуемого путем перераспределения земельного участка общей площадью 389 кв.м, в кадастровом квартале , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Сойновой С. С., являющимся членом СРО Ассоциация "ОКИС", уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов-10572 (идентификационный номер квалификационного аттестата 42-10-66 от 16.12.2010 г.) на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной в 2018 г. При этом согласие правообладателя земельного участка и согласование границ со смежными землепользователями не требуется;

обязать администрацию г.Сочи заключить с МО.вым О.В. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, и земель неразграниченной муниципальной собственности, с образованием земельного участка, характеристики которого указаны в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Сойновой С. С., являющимся членом СРО Ассоциация "ОКИС", уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов-10572 (идентификационный номер квалификационного аттестата квалификационного аттестата 42-10-66 от ДД.ММ.ГГГГ) на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной в 2018 г.

В обоснование требований указывает, что ему, МО.ву О.В., на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 164 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации: собственность, от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях использования земельного участка по назначению, соблюдения действующего законодательства он обратился в администрацию г.Сочи через филиал ГАУ КК "МФЦ КК" в г.Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" в отношении принадлежащего мне земельного участка с кадастровым номером , но ему было отказано по следующим основаниям.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером составила 389 кв.м.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства от 400 кв.м до 1000 кв.м.

Кроме того, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Сочи и данным публичной кадастровой карты установлено, что его земельный участок с кадастровым номером был образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером , что, по мнению административного ответчика, является злоупотреблением права, и как следствие основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Считает, что отказ административного ответчика является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы административного истца.

Земельным кодексом РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно п.2 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Согласно п.3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно п.1 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 настоящего Кодекса;

не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст.11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.3 ст.39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст.39.28 настоящего Кодекса;

границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса;

приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Между тем, применительно к указанным требованиям препятствием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков является только тот случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков (пп.8 п.9 ст.39.29 ЗК РФ).

Данная норма закона позволяет сделать вывод, что при процедуре перераспределения земельных участков, один из которых уже находится в частной собственности, учитываются только предельные максимальные размеры земельных участков, а требования к предельным минимальным размерам земельных участков учету не подлежат.

Изложенное согласуется с положениями пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ, предусматривающего, что перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, приведенная статья не содержит.

Кроме того, действующие Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи не устанавливают требования к минимальной площади образуемых земельных участков, а содержат только требования о предельных размерах земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности. В то время как в данном случае речь идет не о предоставлении земельного участка, а о перераспределении земельного участка. Таким образом, ссылка административного ответчика на несоответствие образуемого путем перераспределения земельного участка общей площадью 389 кв.м требованиям о минимальных размерах земельных участков не основана на действующем законодательстве.

Также Земельный кодекс РФ не предусматривает такого основания для отказа в перераспределении земельного участка, как наличие факта раздела земельного участка.

Отсутствует в данной ситуации и "злоупотребление правом", так как образование земельного участка в результате перераспределения не влечет за собой нарушения прав третьих лиц, поскольку земли, за счет которых предлагается перераспределение, не могут быть использованы для образования самостоятельного земельного участка, так как не будут соответствовать требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в части установления предельных минимальных размеров земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства - 400 кв.м.

Таким образом, поданные документы полностью соответствуют требованиям ст.39.28 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка отсутствовали.

Считает, что отказ административного ответчика является незаконным, необоснованным, нарушает права и законные интересы административного истца и дает основание требовать в судебном порядке заключения соглашения о перераспределении земельного участка площадью 164 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, и земельного участка площадью 225 кв.м, находящегося в муниципальной собственности.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен, представитель административного истца полномочия в соответствии с ч.1 ст.55 КАС РФ, что не препятствует рассмотрению дела.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения требований.

Заинтересованное лицо Управление Россреестра по Краснодарскому краю не явилось, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд не находит основания для удовлетворения требований.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

МО.ву О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 164 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации: собственность, от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях использования земельного участка по назначению, соблюдения действующего законодательства он обратился в администрацию г.Сочи через филиал ГАУ КК "МФЦ КК" в г.Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" в отношении принадлежащего мне земельного участка с кадастровым номером , но ему было отказано по следующим основаниям.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером составила 389 кв.м.

Между тем, представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривается образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 164 кв.м, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 225 кв.м.

Однако, земельный участок с кадастровым номером образован в нарушение Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 и ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером площадью 701 кв.м, вследствие чего, образован земельный участок площадью 164 кв.м без прохода или подъезда от земель общего пользования.

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со Схемой площадь образуемого земельного участка, в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером с землями, находящими в муниципальной собственности, составит - 389 кв.м.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства от 400 кв.м до 1000 кв.м.

Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения.

Таким образом, представленная Схема выполнена без учета требований к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, что в соответствии с пп.11 п.31 административного регламента "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением администрации г.Сочи от 24.09.2015 № 2753, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Предложенное Схемой образование земельного участка площадью 389 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером приведет к нерациональному использованию земель, так как, испрашиваемые к перераспределению свободные муниципальные земли, могут использоваться для нужд города, в части прокладки инженерных коммуникаций или обустройства зеленых зон.

Кроме того, образование земельного участка, в соответствии с представленной Схемой, приведет к изломанности границ земельного участка и, учитывая вытянутую конфигурацию образуемого земельного участка, к невозможности размещения объектов недвижимости.

В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Следовательно, Схема разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного Кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии с пп.11 п.31 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Из указанных выше норм законодательства РФ и перечисленных обстоятельств следует, что правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют, решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи об отказе в оказании муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности" принято в соответствии с положениями законодательства РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного иска МО.ва О. В. к администрации г.Сочи о признании незаконным действий органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 05.12.2018 г.

Председательствующий

2а-5766/2018 ~ М-6527/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Молодчев Олег Викторович
Ответчики
Администрация
Другие
Росреестр
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Качур Сергей Вячеславович
31.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
28.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2018[Адм.] Судебное заседание
05.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее