Решение по делу № 2а-1258/2018 ~ М-1262/2018 от 17.08.2018

Дело №2а-1258/2018


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Курагино

23 августа 2018 года

Курагинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Рукосуевой Е.В, при секретаре Ковалевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Курагинского района к Управлению Федеральной службы судебных приставов Красноярского края и Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера г. Красноярска УФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Курагинского района обратилось в суд с административным иском, в котором указывает, что Курагинским районным судом 26 июня 2017 года вынесено решение о возложении обязанности на администрацию Курагинского района предоставить Ю.В. на территории Курагинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, общей площадью, исходя из нормы предоставлении – 33 кв.м. 21.03.2018 года возбуждено исполнительное производство . 06.07.2018 года судебным приставом исполнителем МОСП по ИИДНХ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации Курагинского района в сумме 50000 рублей. Просят освободить от взыскания исполнительного сбора, так как администрация района приняла все зависящие от нее меры для исполнения решения суда. Кроме того, просят восстановить срок для подачи административного искового иска, так как постановление о взыскании сбора получено 07.08.2018 года.

Административный истец в лице представителя Боевой О.Н. в судебном заседании требования поддержала по основаниям изложенным в иске.

Административный ответчик, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

Как следует из материалов дела, 26.06 2017 года вынесено решение о возложении обязанности на администрацию Курагинского района предоставить Ю.В. на территории Курагинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, общей площадью, исходя из нормы предоставлении – 33 кв.м., срок исполнения решения- 6месяцев с момента вступления решения в законную силу.

21 марта 2018 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника- администрации Курагинского района. В постановлении указано, что оно может быть оспорено в 10-дневный срок. Установлен срок для добровольного исполнения- 5 дней. Получено администрацией согласно входящего штампа «03 апреля 2018 года».

06 июля 2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с должника- Администрации Курагинского района в сумме 50000 рублей. Согласно штампа на сопроводительном письме данное постановление получено должником- 07 августа 2018 года вх. 4642а.

Срок на обжалование данного постановления истекает 17.08.2018 года. Администрация Курагинского района обратилась с административным иском в установленные сроки, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что постановление от 06 июля 2018 года является законным, соответствующее ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с отсутствием доказательств невозможности исполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Более того, должником не представлено доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие именно непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как то предусмотрено ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем, данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением, в процессе исполнительного производства.

Законодатель установил специальную норму, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа имущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций, в целях повышения эффективности исполнительного производства, своевременного исполнения решений судов и иных уполномоченных органов.

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора наряду с другими исполнительными документами судов и иных органов также является исполнительным документом.

Согласно вышеприведенному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Учитывая неисполнение должником требований исполнительного документа, представляется обоснованным постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца. Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч.3 ст.112 названного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 названного Федерального закона).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 названного Федерального закона).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Судом установлено, что на основании решения Курагинского районного суда Красноярского края от 26.06 2017 по гражданскому делу по иску прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах Ю.В. к администрации Курагинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, был выдан исполнительный лист, в соответствии с которым, суд обязал администрацию Курагинского района Красноярского края предоставить Ю.В. по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «Курагинский район» жилое помещение, исходя из нормы предоставления 33 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, соответствующее степени благоустройства указанного муниципального образования.

04 апреля 2018 года подписано Соглашение о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Курагинского района по реализации в 2018 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В прилагаемом списке под номером 4 указан Ю.В. 08 августа 2018 года заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-М, взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из данной нормы закона, ответственными за обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, то есть приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ.

В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими.

В соответствии с законом Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 «О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории на территории Курагинского района осуществляются администрацией Курагинского района.

Однако, в соответствии со ст.4 вышеуказанного закона Красноярского края, на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.

Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.

Таким образом, судом установлено, что администрация Курагинского района приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имеется.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрация Курагинского района может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление по административному иску, удовлетворить.

Освободить Администрацию Курагинского района Красноярского края от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных документов неимущественного характера от 06 июля 2018 годапо исполнительному производству.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Курагинского районного суда.



Судья Е.В. Рукосуева


2а-1258/2018 ~ М-1262/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Курагинского района
Ответчики
управление Федеральной службы судебных приставов
Суд
Курагинский районный суд
Судья
Рукосуева Елена Владимировна
17.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2018[Адм.] Судебное заседание
23.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2018[Адм.] Дело оформлено
26.10.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее