Судья Ходжаев З.З.
Дело №33-3486/2014г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 28 октября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алиевой Э.З.,
судей Османова Т.С. и Загирова Н.В.,
при секретаре Алиевой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Самойленко Г.В. на решение Дагогнинского городского суда от 13 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителя Самойленко Г.В. адвоката Матиева М.М., просившего отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Омаровой С.М., полагавшей решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Самойленко Г.В. в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в городской суд г.Дагестанские Огни с заявлением об обязании УСЗН городского округа «город Дагестанские Огни» и Министерство труда и социального развития Республик Дагестан возобновить ему предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Свои требования мотивировал тем, что он является пенсионером, инвалидом второй группы, проживает со своей семьей на протяжении пятидесяти лет по адресу: <адрес>.
В мае 2014 года он обратился в Управление социальной защиты населения в городе Дагестанские Огни, разобраться с причиной невыплат по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам-пенсионерам.
В конце мая 2014 года ему дана справка из УСЗН в городе Дагестанские Огни, за № о том, что с <дата> ежемесячные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переведены по категории инвалид общего заболевания.
Далее заявитель пояснил, что стаж его педагогической деятельности составляет с <дата> по <дата>г., то есть он является педагогом – пенсионером.
Самойленко Г.В. считает, что согласно п. 1 ст. 3 Постановления Правительства Республики Дагестан за № 64 от 20 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за педагогическими работниками – пенсионерами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж работы педагогических работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки. Данное право сохраняется за указанными педагогическими работниками – пенсионерами в случаях преобразования сельского населенного пункта, поселка городского типа в город.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 06 июня 2011 года за № 30, о внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа», данное право сохраняется за указанными педагогическими работниками - пенсионерами в случаях преобразования сельского населенного пункта, поселка городского типа в город.
Заявителю непонятно, по какой причине он пенсионер-педагог, проработавший более 10 лет в поселке городского типа, переведен с 2011 года из категории пенсионер-педагог, получавший социальный выплате по оплате коммунальных услуг в категорию инвалид общего заболевания. В связи с чем, просил суд удовлетворить его требования, обязав УСЗН городского округа «город Дагестанские Огни» и Министерство труда и социального развития Республике Дагестан возобновить ему предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как пенсионеру – педагогу, начиная с января 2011 года.
Далее на вопросы суда заявитель Самойленко Г.В. пояснил, что выплаты для оплаты коммунальных услуг ему как пенсионеру – педагогу в УСЗН города перестали выплачивать с начала 2011 года. Кроме него, в городе г.Дагестанские Огни указанные выплаты перестали выплачивать и многим другим пенсионерам – педагогам, всего около 200 человек. Он как и все остальные педагоги – пенсионеры с этим были не согласны и для восстановления их нарушенных прав они все в начале 2012 года устно обратились в прокуратуру г.Дагестанские Огни. Прокуратурой города были приняты лишь 38 письменных заявлений педагогов – пенсионеров, а остальным было предложено подождать, до рассмотрения по существу в суде заявлений указанных 38 заявителей. В связи с чем, он не обратился с письменным заявлением в прокуратуру г.Дагестанские Огни, ждал пока разрешится спор других заявителей в суде по искам прокурора в интересах педагогов, а затем по семейным обстоятельствам, он не смог сам обратиться в суд с заявлением. О том, что в удовлетворении требований педагогов – пенсионеров городским судом г.Дагестанские Огни и апелляционной инстанцией Верховного Суда Республики Дагестан отказано, ему было известно. Он затем обращался и на имя Президента Российской Федерации с просьбой разрешить данную проблему, но ему разъяснили, что его дело направлено в Республику Дагестан, где и рассмотрят его вопрос. Лишь в мае 2014 года он обратился в УСЗН г.Дагестанские Огни, а затем и в суд с настоящим заявлением. До мая 2014 года он с письменным заявлением в прокуратуру г.Дагестанские Огни и в УСЗН г.Дагестанские Огни не обращался.
Решением Дагогнинского городского суда от 13 августа 2014 года в удовлетворении требований Самойленко Г.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Самойленко Г.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Одним из оснований отказа в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции указал пропуск срока для обращения в суд.
По мнению автора жалобы, такой вывод суда является преждевременным, так как педагогом – пенсионером Самойленко Г.В. был проведен досудебный порядок урегулирования спора. Так, в начале 2012 года он обратился в прокуратуру г.Дагестанские Огни, для восстановления его конституционных прав. Прокуратурой города были приняты лишь 38 письменных заявлений учителей-педагогов, а остальным было предложено подождать, до рассмотрения по существу в суде заявлений указанных 38 заявителей. В дальнейшем он письменно обратился на имя Президента Российской Федерации с просьбой разрешить данную проблему, ему пришел ответ, что его письмо рассмотрено и направлено в Республику Дагестан, на что по сей день он так и не получил ответа. В мае 2014 года он письменно обратился с заявлением о возобновлении выплат в УСЗН в г.Дагестанские Огни, на что письменно получил ответ об отказе в выплате льгот по оплате коммунальных услуг, как педагогу-пенсионеру, проработавшему более 20 лет. В свою очередь он является инвалидом второй группы и состояние его здоровья временами ухудшается и ему бывает тяжело передвигаться, что в свою очередь также помешало своевременно обратиться в суд для защиты своих интересов.
В части указания в решении о необоснованности заявления Самойленко Г.В. об обязании УСЗН городского округа «город Дагестанские Огни» и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан возобновить предоставление мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг, также считает незаконным.
Он является педагогом – пенсионером, проработавшим с <дата> по <дата>г.
Согласно Закону Республики Дагестан от 1 ноября 2008 года № 47 «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа», педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением сохраняется за педагогическими работниками образовательных учреждений - пенсионерами, если общий стаж работы педагогических работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет.
Представитель заинтересованного лица - УСЗН в МО «город Дагестанские Огни» Шахсинова Н.Ш. подтвердила в судебном заседании, что Самойленко Г.В. с <дата> по <дата>г. предоставлялись льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской местности и поселках городского типа.
Отмена ранее выплачиваемых льгот ущемляет его конституционные права, гарантированные статьями 21, 48 Конституции Республики Дагестан, поскольку отменяя ранее предоставлявшиеся льготы без равноценной их компенсации мерами социальной поддержки.
В соответствии с абзацем 3 ч.2 ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием указанного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года №5-П, также указал, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
На апелляционную жалобу Самойленко Г.В. начальником УСЗН в МО «город Дагестанские Огни» Магомедовым Н.А. принесены возражения, в которых просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Министром труда и социального развития Республики Дагестан Баглиевым М.Д. на апелляционную жалобу Самойленко Г.В. поданы возражения, в которых указывается о законности состоявшегося судебного постановления содержится просьба об оставлении его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Закона Республики Дагестан от 28 декабря 2004 года (в ред. Законов Республики Дагестан от 29.11.2007 № 57, от 01.11.2008 № 47, от 11.03.2009 № 12, от 06.06.2011 № 30) «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за педагогическими работниками - пенсионерами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж работы педагогических работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки. Данное право сохраняется за указанными педагогическими работниками - пенсионерами в случаях преобразования сельского населенного пункта, поселка городского типа в город.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Республики Дагестан № 20 от 28 января 2011 года, которым утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 18 августа 2010 года, а в части назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг, - не позднее 1 августа 2012 года.
Из материалов дела видно, что заявитель Самойленко Г.В. имеет стаж работы в качестве педагога в поселке городского типа более 10 лет, пенсия по инвалидности назначена с <дата>, является педагогом – пенсионером с <дата>.
В 2009-2010 годах истцу предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, а после принятия постановления Правительства РД 28.01.2011 г. N 20 указанные выплаты были прекращены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании», действовавшего на момент спорных отношений, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанным Законом меры социальной поддержки педагогических работников-пенсионеров, проживающих в сельской местности, не предусмотрены.
Соответствующие меры социальной поддержки были предусмотрены в Законе Республики Дагестан «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» с 01 января 2008 года.
По смыслу указанных правовых актов правовое регулирование мер социальной поддержки педагогическим работникам-пенсионерам, проживающим в сельской местности и поселках городского типа направлено на сохранение за вышедшими на пенсию педагогическими работниками, имеющими длительный стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), мер социальной поддержки (ранее - льгот), которыми они длительное время пользовались (или имели право пользоваться).
Сохранение за учителями-пенсионерами, проработавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на получение мер социальной поддержки по оплате жилой площади, коммунальных услуг за отопление, освещение является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 постановления Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан» ежемесячная денежная выплата на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения производится педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки, осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.
Согласно ч. 15 указанного постановления Правительства Республики Дагестан право на меры социальной поддержки сохраняется за педагогическими работниками пенсионерами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанны меры социальной поддержки. Данное право сохраняется за педагогическим работниками - пенсионерами в случаях преобразования сельского населенного пункта, поселка городского типа в город.
Аналогичное положение закреплено и в Законе Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года № 64 (ред. от 06.06.2011 г.) «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа».
Поселок Дагестанские Огни был преобразован в город Дагестанские Огни республиканского значения 04 марта 1991 года.
Учитывая, что на момент преобразования рабочего поселка Дагестанские Огни в город (4 марта 1991 года), Самойленко Г.В. не являлся пенсионером – педагогом, а на пенсию вышел только с 23 октября 1995 года, т.е. после преобразования поселка в город, соответственно, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг на него не распространены.
Таким образом, решение УСЗН г. Дагестанские Огни о прекращении ранее в 2009-2010 годах ошибочно предоставленных истцу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг принято в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Самойленко Г.В. не могут влечь его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дагогнинского городского суда от 13 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самойленко Г.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Алиева Э.З.
Судьи: Османов Т.С.
Загиров Н.В.