2-4622/2013 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ | |
18 июня 2013 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего Обориной В. М.,
при секретаре Пастуховой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щипакова Б. В. к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о возврате излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возврате излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц за период с 01.02.2005 г. по 31.12 2009 года в размере 58 111 руб. 61 коп., уплаченной пошлины.
В обоснование иска указал, что с февраля 2005 года ему как лицу, замещавшему должность <данные изъяты>, назначена и выплачивается ежемесячная доплата к пенсии. С указанной выплаты департаментом социальной защиты населения Архангельской области как налоговым агентом удерживался налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов с последующим перечислением в соответствующий бюджет. Названная выплата, как составная часть государственного пенсионного обеспечения, не подлежит налогообложению, в связи с чем сумма излишне удержанного налога на доходы физических лиц, указанная в иске, должна быть возвращена ему.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по тем же основаниям и доводам, просил также возвратить уплаченную им госпошлину. Считал, срок обращения не пропущенным, т.к о нарушении своего права узнал в июле 2012 года, когда выплата стала производиться без удержания налога, кроме того, каких либо расчетных листков он не получал, удержание производились налоговым агентом и задолженности у департамента социальной защиты населения за спорный период не было.
Представитель ответчика Блохин А.Н с иском не согласился, указав на пропуск срока обращения в суд, считая, что уважительных причин у истца не имеется, расчет недоплаченной суммы не оспаривая.
Третье лицо Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве указало, что департамент ликвидирован.
Третье лицо Министерство здравоохранения Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило, отзыва не представило.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением областной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности при непосредственном исполнении полномочий государственных органов и должности государственных гражданских служащих Архангельской области, от 11 января 2005 года лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Архангельской области, с 31 января 2005 года установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, что в сумме с трудовой пенсией составило 60 процентов ее месячного денежного содержания.
За период с февраля 2005 года по декабрь 2009 года ежемесячно начислялась и производилась доплата к пенсии за вычетом налога на доходы физических лиц. Общая сумма налога на доходы физических лиц, удержанная за указанный период с этой выплаты, составила согласно представленным справкам 58111 руб.61 коп.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, определение общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (п.п. «ж», «н» ч. 1) Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3, п. 18 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации являются государственными гражданскими служащими, которым гарантируется пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению установлен Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено право субъектов Российской Федерации самостоятельно предоставлять пенсионное обеспечение государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, в том числе в форме установления доплат к трудовой пенсии.
В силу ст. 19 закона Архангельской области от 04.04.1996 № 40-22-ОЗ «О государственной службе Архангельской области» (в редакции, действующей с 23.09.2009 г.) лица, замещающие государственные должности Архангельской области, а также лица, замещающие должности государственной гражданской службы Архангельской области, в связи с выходом на трудовую пенсию, при наличии установленного названной нормой стажа государственной службы имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» или Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».
Не являясь социальной доплатой к пенсии, устанавливаемой ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований п.п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», ежемесячная доплата за выслугу лет, выплачиваемая к трудовой пенсии, представляет собой один из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджетов этих субъектов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ налогообложению не подлежат, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем действия налоговых агентов по удержанию налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии за выслугу лет являются незаконными.
При таких обстоятельствах удержанный с названной выплаты налог на доходы физических лиц подлежит возврату налогоплательщику.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Такое изъятие установлено п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ в отношении налога на доходы физических лиц, излишне удержанного с налогоплательщика и уплаченного (перечисленного) в бюджет налоговым агентом. Согласно указанной норме излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абз. 10 п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ).
Исходя из буквального толкования приведенных положений названной статьи, возврат излишне удержанной суммы налога может быть произведен налогоплательщику именно тем налоговым агентом, который произвел действия по его удержанию, на основании заявления физического лица, поданного этому налоговому агенту.
Как процедура, предусмотренная ст. 78 Налогового кодекса РФ, так и процедура, предусмотренная ст. 231 Налогового кодекса РФ, преследуют одну и ту же цель - возврат налога за счет средств соответствующего бюджета. Вместе с тем, применительно к налогу на доходы физических лиц в силу специфики правоотношений (налогоплательщик самостоятельно не определяет налоговую базу, не подает налоговую декларацию, не исчисляет и не уплачивает налог) к участию в такой процедуре привлекается налоговый агент как лицо, исчислившее и уплатившее в бюджет сумму названного налога и обладающее необходимыми документами для определения подлежащей возврату суммы такого налога.
В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты населения Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 09.04.2007 № 68-па, в феврале 2005 г. - декабре 2009 г. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Архангельской области, осуществлял департамент социальной защиты населения Архангельской области. Названный департамент ликвидирован на основании указа губернатора Архангельской области от 14.12.2009 г. № 50-у и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 09.11.2012 г.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 г. № 204-пп с 01.01.2010 г. функции по осуществлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Архангельской области, переданы министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области, указом губернатора Архангельской области от 19.03.2012 г. № 36-у переименованного в министерство здравоохранения Архангельской области.
Вступившим в законную силу с 10.04.2012 г. Положением о министерстве труда, занятости и социального развития Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 117-пп, данные функции переданы названному министерству, до 22.03.2012 г. имевшему наименование агентство по труду и занятости населения Архангельской области.
Таким образом, в отношении дохода в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Архангельской области, полученного истцом в период с 1.02.2005 г. по 31.12.2009 г., налоговым агентом являлся департамент социальной защиты населения Архангельской области, на дату рассмотрения дела ликвидированный.
Как следует из представленных суду материалов, истец 23 апреля 2013 года обратился с заявлениями о возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску.
За заявленный период возврат истцу не осуществлен, рекомендовано письмом от 30 апреля 2013 года обратиться в организацию, осуществляющую удержание НДФЛ.
С учетом ликвидации департамента социальной защиты населения Архангельской области, возврат излишне удержанного налога на доходы физических лиц за указанный период должен быть осуществлен налоговым органом по месту налогового учета истца - инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску.
В силу п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из справок по форме 2-НДФЛ за 2005-2009 г.г., представленных ИФНС России по г. Архангельску и министерством здравоохранения Архангельской области, департаментом социальной защиты населения Архангельской области с доходов истца удержан и перечислен в соответствующий бюджет в 2005г. налог в сумме 10009 руб.63 коп, 2006 год-11052 руб. 75 коп, 2007 год-10 249 руб. 93 коп., 2008 год- 13993 руб. 30 коп., 2009- 12 806 руб., всего 58111 руб.61 коп.
Таким образом, на ответчика должна быть возложена обязанность возвратить истцу излишне удержанная сумма налога на доходы физических лиц в указанной сумме.
Доводы ИФНС России по г. Архангельску о недоказанности факта удержания и перечисления в соответствующий бюджет судом отклоняются, так как эти обстоятельства подтверждены представленными компетентными органами доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Кроме того, при ликвидации департамента социальной защиты населения Архангельской области сведений о наличии задолженности перед бюджетом не было, что свидетельствует о выполнении ими обязанностей по уплате и перечислению налога на доходы физических лиц, включая истца.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Вместе с тем, как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 21.06.2001 № 173-О приведенная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что при разрешении возникшего спора в части соблюдения срока на обращение в суд с требованием о возврате излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц подлежат применению не положения ст. 78 Налогового кодекса РФ, а общие правила о сроке исковой давности, установленные гл. 12 Гражданского кодекса РФ.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В судебном заседании установлено, что истец о нарушении права узнал в июле 2012 года, ежемесячных расчетных листков о производимых удержаниях он не получал, при таких обстоятельствах срок исковой давности им был пропущен по уважительной причине и он подлежит восстановлению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом уплачена государственная пошлина в размере 1943 руб. 39 коп. по квитанции от 31 мая 2013года, исходя из удовлетворенной суммы на основании ст.333.19 ч.1 п.1 НК РФ возврату подлежит сумма 1943 руб. 34 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Щипакова Б. В. к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о возврате излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц удовлетворить.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску возвратить Щипакову Б. В. излишне удержанную сумму налога на доходы физических лиц департаментом социальной защиты населения Архангельской области за период с февраля 2005 года по декабрь 2009 года в сумме 58 111 рублей 61 копейку.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску возвратить Щипакову Б. В. уплаченную госпошлину 1943 рубля 34 копейки.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -21 июня 2013 года.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 июня 2013 г.
Судья В.М.Оборина