24RS0020-01-2018-000888-75 Дело № 2-830/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Козловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абасалиев М.Р. к МКОУ Большекнышинская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Абасалиев М.Р. обратился в суд с иском к МКОУ Большекнышинская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за июнь, июль, август 2018 года в размере 20022 руб. 30 коп., требования мотивируя тем, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает в должности кочегара. С мая 2018 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11163 руб., в связи с чем, истцу с учетом отработанного рабочего времени, а также районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в июне-августе 2018 года подлежала начислению заработная плата не менее 17860 руб. 80 коп. Поскольку фактически в период с июня по август 2018 года заработная плата Абасалиева М.Р. начислялась в меньшем размере, чем нарушены его трудовые права, просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июнь-август 2018 года в размере 20022 руб. 30 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Идринского района Красноярского края, МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия», Отдел образования администрации Идринского района Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Согласно ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод следует из системного толкования ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции ФЗ от 07.03.2018 года №41-ФЗ), минимальный размер оплаты с 01.05.2018 составил 11 163 руб.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края установлен в размере - 1,30.
Постановлением Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Идринского района.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37 часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны; следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда; поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 часть 3 Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
С учетом изложенного, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени при выполнении нормы труда подлежит начислению в сумме не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в период: в июне - августе 2018 года – 11163 руб. При этом, районный коэффициент (30%) и процентная надбавка к заработной плате (30%) должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. При таком положении, заработная плата работника составляла: в июне- августе менее 17860 руб. 80 коп.
Материалами дела установлено, что приказом №03-01-2 от 01.03.2017 года истец Абасалиев М.Р. принят на должность машиниста (кочегара) котельной в МОУ «Большекнышинская СОШ».
По условиям трудового договора от 01.03.2017 года, положения об оплате труда работников МКОУ Большекнышинская СОШ истцу установлена оплата труда соответствующая 1 ставке оклада по должности, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
Из расчетных листков истца за июнь-август 2018 года, справки МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия» следует, что оклад истца установлен в размере 2971 руб. 00 коп., а также истцу начислены районный коэффициент - 30%, процентная надбавка за стаж работы в особых климатических условиях – 30%, в связи с чем, заработная плата истца за 3 месяца 2018 года составляла: в июне – 11309 руб. 99 коп., в июле - 0 руб. 00 коп. с учетом нахождения истца в отпуске, в августе – 8945 руб. 59 коп. с учетом нахождения истца в отпуске.
Вместе с тем, с учетом выполнения нормы рабочего времени истцу, согласно нормам действующего законодательства, заработная плата подлежала начислению: в июне 2018 года не менее 17860 руб. 80 коп., в августе 2018 года не менее 14754 руб. 57 коп. с учетом фактически отработанного времени 19 дней. Соответственно, работодателем в июле 2018 года права работника по начислению заработной платы не нарушены, в июне 2018 года недоначислено 6550 руб. 81 коп. (17860,80 – 11309,99), в августе недоначислено 5808 руб. 98 коп. (17860,80 : 23 рабочих дня в месяце х 19 фактически отработанных дня – 8945,59), следовательно, за данный период недоначислена заработная плата в размере 12359 руб. 79 коп., а не 20022 руб. 30 коп., как ошибочно указано истцом.
С учетом того, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период был ниже минимального размера оплаты труда, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициент и процентная надбавка, суд считает необходимым взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в пользу истца, исходя из представленных в материалы дела расчетов, справки МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия» о размере недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы, расчета произведенного судом, размера заявленных исковых требований, в размере 12359 руб. 79 коп.
При указанных обстоятельствах, требования иска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат частичному удовлетворению в сумме 12359 руб. 79 коп.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования Идринский район Красноярского края государственная пошлина в размере 494 руб. 39 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Абасалиев М.Р. к МКОУ Большекнышинская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с МКОУ Большекнышинская СОШ в пользу Абасалиев М.Р. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июнь, август 2018 года в размере 12359 руб. 79 коп.
Взыскать с МКОУ Большекнышинская СОШ в доход местного бюджета муниципального образования Идринский район Красноярского края государственную пошлину в размере 494 руб. 39 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2018 года.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова
Верно
Судья И.Н. Мельникова