Дело №2-889/2015
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 12 августа 2015 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
с участием истца Власова В.Н.,
при секретаре Яковлевой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Власова Валентина Николаевича к администрации муниципального образования «Каргопольское» о предоставлении жилья,
установил:
Власов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Каргопольское» о предоставлении жилья.
В обоснование заявленных требований указав, что он является лицом из числа детей –сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать С.Л. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец В.Н умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № за ним сохранено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, нанимателем указанного жилого помещения является С.Г. Общая площадь жилого помещения составляет 50,3 квадратных метра, зарегистрировано в жилом помещении 4 человека, при его вселении в квартиру норма предоставления площади жилого помещения не соблюдается, поскольку составляет менее 14 квадратных метров на человека. Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 05.06.2015 №268 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район». В собственности он жилого помещения не имеет. Просит обязать администрацию муниципального образования «Каргопольское» предоставить ему благоустроенное применительно к условиям МО «Каргопольское» жилое помещение по договору специализированного найма за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по нормам предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец Власов В.Н. заявленные исковые требования поддержал, полагал, что ему должно быть предоставлено жилое помещение в г. Каргополе, расположенном в пределах Каргопольского муниципального района. Кроме того суду пояснил, что в настоящее время обучается в г. Каргополе, что подтверждается предоставленной им справкой. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Каргопольское» в судебное заседание не явился, представил отзыв из которого следует, что с иском не согласен, поскольку истец зарегистрирован по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, следовательно жилое помещение истцу должно быть предоставлено на территории муниципального образования «Печниковское».
Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Власову В.Н. может быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда. Вопросы распределения средств и вопросы постановки и ведения внеочередного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находятся в ведении органов местного самоуправления. Просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал на обоснованность требований истца, просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено в судебном заседании, Власов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9, 10), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно постановлению главы администрации муниципального образования «Каргопольский район» №598 от 28 ноября 2002 года опекуном несовершеннолетнего Власова В.Н. назначен его дедушка С.Г., проживающий на территории Каргопольского района, этим же постановлением за Власовым В.Н. закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 14).
По указанному адресу В.Н проживает в качестве члена семьи нанимателя С.Г., что подтверждается договором социального найма от 20 апреля 2011 года №7 (л.д. 15-16)
В квартире общей площадью 50,3 квадратных метра зарегистрированы 4 человека: С.Г., С.Н., С.Л., Власов В.Н. (л.д. 17), какого-либо недвижимого имущества Власов В.Н. в собственности не имеет (л.д. 18, 19)
Приказом начальника Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» №268 от 05 июня 2015 года Власов В.Н. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (л.д. 20).
В настоящее время Власов В.Н. зачислен на обучение в ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум» по профессии «Повар, кондитер», что подтверждается представленной истцом справкой.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.1 ст.8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 6 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено заключение договора социального найма жилого помещения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по истечении пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.12 Закона Архангельской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Частью 1 статьи 8 закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч.3 ст.13 данного закона по письменному заявлению лиц, указанных в пунктах 1 и 2 (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным) статьи 11 настоящего закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст.14 областного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления городских, сельских поселений или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями.
Статьей 15 данного закона установлены требования к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В силу ч.1 ст.46 Закона Архангельской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» от 20 сентября 2005 года №84-5-ОЗ (ред. от 17.12.2012) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ч.1 ст.50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с ч.4 ст.13 Закона Архангельской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области по их выбору однократно по месту: жительства данных лиц; первичного выявления данных лиц на территории Архангельской области; нахождения образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания населения или иного учреждения на территории Архангельской области; трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Факт трудоустройства подтверждается справкой с места работы; жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились под опекой (попечительством), или по месту нахождения в приемных семьях; нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих вселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, предусмотренных статьей 16 настоящего закона.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма установлена в Каргопольском районе в размере 14 кв.м., в связи с чем проживание истца в закрепленном за ним жилом помещении, с учетом площади квартиры и количества зарегистрированных в нем лиц, является невозможным.
Судом установлено, что Власов В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности каких-либо жилых помещений истец не имеет. С 17 марта 1997 года истец постоянно проживает на территории Каргопольского района, в настоящее время поступил на учебу в техникум г. Каргополя, по окончании образовательного учреждения намерен трудоустроится в г. Каргополе, следовательно, по своему выбору вправе требовать предоставление ему жилого помещения на территории г. Каргополя.
Доводы представителя ответчика о необоснованности требований истца и предоставлении ему жилого помещения на территории муниципального образования «Печниковское», суд отвергает, как необоснованные.
По смыслу изложенных выше норм материального права, жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 13 областного закона от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц.
Таким образом, региональное законодательство не исключает возможность предоставления жилого помещения по месту жительства лица, имеющего право на дополнительные жилищные гарантии, определяя при этом, что жилое помещение должно быть предоставлено в пределах границы территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области.
Поскольку г. Каргополь расположен на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» требования истца о предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда на территории муниципального образования «Каргопольское» являются обоснованными.
На основании изложенного исковые требования Власова Валентина Николаевича к администрации муниципального образования «Каргопольское» о предоставлении жилья подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» - 14 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░