Решение по делу № 33-13125/2016 от 01.07.2016

Судья Ф.Ф. Сахабиев Дело № 33-13125/2016

Учет № 116г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 августа 2016 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Х. Хисамова,

судей Р.Р.Хасаншина, А.М. Гильмутдинова,

при секретаре судебного заседания Э.И. Садриевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 мая 2016 года, которым постановлено:

исковое требование удовлетворить полностью.

Признать незаконным действие (бездействие) муниципального учреждения Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непредоставлении Ю.А. Ефремову земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 172 кв.м, расположенного адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, для благоустройства территории.

Возложить на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность по предоставлению Ю.А. Ефремову в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 172 кв.м, расположенное по адресу: РТ, <адрес>, восточнее <адрес>, для благоустройства территории.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения, выслушав объяснения Ю.А. Ефремова, возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ю.А. Ефремов обратился с иском к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, «Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района» Республики Татарстан о признании решения должностного лица незаконным и обязании предоставить в аренду земельный участок.

В обоснование иска указал, что в апреле 2012 года им было подано заявление в Альметьевский исполком о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, восточнее <адрес>, в аренду для благоустройства территории. Были проведены работы по формированию земельного участка, согласован и утвержден акт выбора, произведена публикация, архитектурой уточнено место положения участка, участок был поставлен на кадастровый учет под номером ...., однако, договор заключен не был. При этом Ю.А. Ефремову было предоставлено письмо о необходимости указания вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору, а также сообщено об аннулировании объявления от 12.02.2015.

По мнению истца, действия ответчика, препятствующие дальнейшему оформлению земельного участка в аренду, являются незаконными. Ответчик обязан был предоставить земельный участок на основании заявления без проведения торгов, так как предоставление данного земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое было принято до 01.03.2015, а именно 03.10.2014.

Истец просил суд признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 172 кв.м, расположенного адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, для благоустройства территории; возложить на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность по предоставлению ему в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 172 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, для благоустройства территории.

В судебном заседании представитель истца P.M. Сабитов заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика исполкома Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Т.Н. Кузьмина с иском не согласилась.

Представитель ответчика «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района» Республики Татарстан о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Третье лицо - представитель ФГБУ ФКП Росреестра по РТ обратилась с письменным отзывом с просьбой рассмотреть дело без ее участия, оставив разрешение спора на усмотрение суда.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Т.Н. Кузьмина, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что Правилами землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденными Решением Альметьевского районного Совета от 25.12.2009 № 366, вид разрешенного использования земельных участков «для благоустройства территории» не предусмотрен. Данный вид разрешенного использования отсутствует и в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Также указано, что земельный участок с кадастровым номером .... общей площадью 172 кв.м находится в зоне Ж-1, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено. Кроме того, суд не принял во внимание тот факт, что истец Ю.А. Ефремов 13.04.2012 написал заявление о предоставлении земельного участка в аренду под парковку (вх. № 1018 от 16.04.2012), затем 21.05.2015 в дополнение к данному заявлению просил изменить вид разрешенного использования земельного участка под приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Каких-либо заявлений о предоставлении земельного участка под благоустройство территории от него не поступало. О предоставлении земельного участка под благоустройство территории по проспекту Строителей было написано в Палату земельных и имущественных отношений 16.11.2012 А.К. Ефремовым, проживающим по адресу: <адрес> (вх. № 3897 от 16.11.2012). Таким образом, по мнению заявителя жалобы, оснований для заключения договора аренды земельного участка с Ю.А. Ефремовым у Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района не имелось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ю.А. Ефремов возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснив, что действительно 21.05.2015 обращался с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на которое письменного ответа не получил.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения Ю.А. Ефремова, возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений до 1 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений до 1 марта 2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

На основании пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса в той же редакции граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Как следует из объяснений истца в обоснование заявленных требований, в апреле 2012 года истцом было подано заявление в Альметьевский исполком о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, восточнее <адрес> аренду для благоустройства территории. Были проведены работы по формированию земельного участка, согласован и утвержден акт выбора, произведена публикация, отделом архитектуры уточнено местоположение участка, участок был поставлен на кадастровый учет под номером ..... Договор с Ю.А. Ефремовым заключен не был, однако было предоставлено письмо о необходимости указания вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору, а также сообщено об аннулировании объявления от 12.02.2015.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом судом указано, что приведенными положениями статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрена обязанность по предоставлению земельного участка на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года. Учитывая, что такое решение в отношении заявления истца принято 03.10.2014 года постановлением Исполкома № 2771 об утверждении акта выбора земельного участка, суд первой инстанции установил, что бездействие ответчика по непредоставлению испрашиваемого земельного участка для благоустройства территории является незаконным.

Однако, судебная коллегия, исходя из анализа всех обстоятельств дела, с выводами суда согласиться не может в силу следующего.

Как видно из материалов дела, 13 апреля 2012 года истец Ю.А. Ефремов обратился в адрес главы Альметьевского муниципального района РТ с заявлением о выделении земельного участка в аренду на срок 49 лет под парковку согласно ситуационному плану земельного участка.

16 ноября 2012 года А.К. Ефремов обратился в адрес главы Альметьевского муниципального района РТ с заявлением о выделении земельного участка площадью 1200 кв.м по ул. Строителей под благоустройство территории.

Постановлением Исполкома Альметевского муниципального района РТ № 2771 от 3 октября 2014 года утвержден акт выбора земельного участка от 17 марта 2014 года № 35 для благоустройства территории на земельном участке площадью 172 кв.м, относящемся к землям населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>.

21 мая 2015 года от истца Ю.А. Ефремова в дополнение к заявлению от 16 апреля 2012 года, поступило заявление о предоставлении земельного участка по адресу <адрес>, а также об указании вида разрешенного использования земельного участка под приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

Согласно материалам дела, предметом спора является возложение на исполком Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанности предоставить земельный участок в аренду для благоустройства территории, тогда как со стороны истца имело место обращение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации был предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам.

Между тем, исходя из материалов дела, каких-либо заявлений о предоставлении земельного участка под благоустройство территории от истца в адрес ответчика не поступало. Таким образом, оснований для заключения с Ю.А. Ефремовым договора аренды земельного участка для благоустройства территории у Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района не имелось.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Исходя из ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

На основании ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу данного Приказа № 540.

Между тем, Правилами землепользования и застройки г. Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденными Решением Альметьевского районного Совета от 25 декабря 2009 года № 366, вид разрешенного использования земельных участков – для благоустройства территории, не предусмотрен. При этом испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером .... общей площадью 172 кв.м находится в зоне Ж1, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено.

Таким образом, выводы суда о возложении на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанности по предоставлению Ю.А. Ефремову в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 172 кв.м, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, восточнее <адрес>, для благоустройства территории, противоречат приведенным положениям закона.

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При таких данных, решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, пунктами 1 и 4 части 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 мая 2016 года по данному делу отменить, принять новое решение.

Ю.А. Ефремову отказать в удовлетворении иска о признании незаконным действие (бездействие) муниципального учреждения Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непредоставлении земельного участка и возложении на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанности по предоставлению Ю.А. Ефремову в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 172 кв.м, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, восточнее <адрес>, для благоустройства территории.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-13125/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефремов Ю.А.
Ответчики
Муниципальное учреждение Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района
Другие
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
04.08.2016Судебное заседание
12.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее