№ 2-1970/2013 07 марта 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Самойловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Евстюничева А. Ю. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Евстюничев А.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать мэрию г. Архангельска предоставить место в детском дошкольном учреждении сыну Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование требований указал, что 21 марта 2011 года обратился в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о предоставлении его сыну Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении. Вместе с тем, с указанного времени мер по его заявлению не принимается, на обращение в департамент образования мэрии г. Архангельска дан ответ о том, что место в детском дошкольном учреждении его сыну предоставлено не будет. Такие действия расценивает как нарушение конституционного права на труд и достойное содержание семьи, а также как нарушение права сына на получение дошкольного образования. Просит возложить на мэрию г. Архангельска обязанность предоставить его сыну место в детском дошкольном учреждении по месту жительства на основании заявления от 21 марта 2011 года.
В судебном заседании Евстюничев А.Ю. заявление поддержал по указанным в нем основаниям.
Мэрия г. Архангельска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения заявления, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В направленном суду отзыве на заявление указала, что в силу положений Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» дошкольное образование не является обязательным. Действующие в муниципальном образовании «Город Архангельск» Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденные постановлением мэра г. Архангельска от 18.05.2009 № 185, предусматривают, что комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) на начало учебного года. На дату обращения с рассматриваемым заявлением свободных мест в детских дошкольных учреждениях, указанных в заявлении Евстюничева А.Ю., не имеется. По состоянию на 11 февраля 2013 года количество детей, зарегистрированных в общей и льготной очереди в детские сады города, составляет 11 561 человек, из них: 1 ребенок - 2007 года рождения; 2 ребенка - 2008 года рождения; 3 ребенка - 2009 года рождения; 3 642 детей - 2010 года рождения, в том числе 882 ребенка, чьи родители имеют преимущественное право на устройство в детские дошкольные учреждения; 3 706 детей - 2011 года рождения, в том числе 955 детей, чьи родители имеют преимущественное право на устройство в детские дошкольные учреждения; 3 706 детей - 2012 года рождения, в том числе 611 детей, чьи родители имеют преимущественное право на устройство в детские дошкольные учреждения; 42 ребенка - 2013 года рождения, в том числе 4 детей, чьи родители имеют преимущественное право на устройство в детские дошкольные учреждения. Ссылалась на то, что удовлетворение заявления Евстюничева А.Ю. повлечет необоснованный отказ в приеме детей, чьи родители обладают правом на первоочередной и внеочередной прием в детские дошкольные учреждения, что нарушит права и законные интересы данной категории граждан, просят в иске отказать.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 06 февраля 2011 года у Е.М и Евстюничева А.Ю. родился сын Е.А, что подтверждается свидетельством о рождении серии №.
На обращение Евстюничева А.Ю. в департамент образования мэрии г. Архангельска, ему была выдана справка, из которой следует, что Е.А зарегистрирован в общей очереди для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ломоносовского или Октябрьского территориальных округов г. Архангельска, по состоянию на 19 октября 2012 года место в детском саду не предоставлено.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела Е.А место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, при этом ребенку исполнилось 2 года 1 месяц.
Разрешая возникший спор, суд, исходит из следующего.
В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное. Невыполнение данной обязанности влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Реализуя гарантированное Конституцией РФ право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, федеральный законодатель в п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрел, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Согласно п.п. 3, 4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 8 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.
В муниципальном образовании «Город Архангельск» зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра г. Архангельска от 18.05.2009 № 185 (далее по тексту решения - Правила № 185), на начало учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.
Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).
Комплектование учреждений детского дошкольного образования проводится в соответствии с названными Правилами и уставами учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в учреждение, в течение всего учебного года. В учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.12.2010 № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее по тексту решения - Регламент).
В соответствии с пунктами 2.3. и 2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска.
Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в учреждениях в порядке льготной очереди.
Согласно п. 2.4 Регламента срок предоставления муниципальной услуги - с момента обращения заявителя. К числу оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги п. 2.8 Регламента относит: отсутствие либо несоответствие требованиям закона документов, перечень которых установлен п. 2.6 Регламента, а также отсутствие свободных мест в учреждении.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в п. 2.1 постановления от 15 мая 2006 г. № 5-П, положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты.
Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.
Содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.
Конституционный Суд РФ в названном постановлении указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Из буквального толкования вышеприведенных норм права в их совокупности следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на муниципальное образование «Город Архангельск».
Согласно Методическим рекомендациям по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 г.г., обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 № 03-1883) система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Судом достоверно установлено, что несовершеннолетний Е.А не обеспечен местом в детском дошкольном учреждении в пределах муниципального образования «Город Архангельск», какие-либо действия со стороны мэрии по урегулированию данного вопроса не предпринимались.
Доказательств принятия необходимых мер по организации предоставления бесплатного дошкольного образования сына Истца в соответствующих учреждениях на территории городского округа со стороны Ответчика не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием свободных мест в детских дошкольных учреждениях для детей раннего возраста, наличием иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление места в детских дошкольных учреждениях, чьи права будут нарушены при удовлетворении требований истца, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего законодательства обеспечение детей местом в детских дошкольных учреждениях, не ставится в зависимость от каких-либо условий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на мэрию г. Архангельска обязанности принять Е.А в детское дошкольное учреждение.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ - ░.░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░