Дело № 2а-9365/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
В составе судьи Нагибиной Е.Л.
при секретаре Крутикове П.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
28 ноября 2018 года дело по административному иску Крупнова ФИО6 УФСИН России по РК о признании незаконными действий, выразившихся в не рассмотрении обращения по существу,
УСТАНОВИЛ:
Крупнов В.Г. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по РК о признании незаконными действий, выразившихся в не рассмотрении его обращения по существу.
В судебном заседании с применением средств видеоконференцсвязи Крупнов В.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного ответчика против иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в силу требований статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
К государственным органам, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся, в том числе, органы федеральной службы исполнения наказаний, в том числе, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, созданные органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН № 463 от 10.08.11 года, особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в учреждениях и органах УИС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и ведомственными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что Крупнов В.Г. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима (начало срока - ** ** **, конец срока - ** ** **). Поступил в ФКУ «Исправительная колония № ... УФСИН России по ... ** ** **.
Судом установлено, что ранее административный истец отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-... УФСИН России по РК.
Обратившись в суд, Крупнов В.Г. указал, что ** ** ** обратился в УФСИН России по РК с заявлением относительно изъятого у него сотрудниками вышеуказанного учреждения ** ** ** года мобильного телефона и комплектующих к нему. На обращение направлен ответ об установлении по результатам проведенной проверки факта направления указанного телефона в УВД г.Сыктывкара для приобщения к материалам уголовного дела. Поскольку в указанный период и в последствии в его отношении каких-либо уголовных дел в г. Сыктывкаре не расследовалось, а телефон для него представляет материальную ценность, он обратился в УФСИН повторно. В обращении Крупнов В.Г. просил сообщить номер уголовного дела, ф.и.о. следователя, в производстве которого находится дело, адрес следственного органа, и того, кто получил указанный телефон. Административный ответчик в ответе от ** ** ** указал, что не располагает информацией о местонахождении телефона, а по существу поставленных вопросов ответ дан не был, запрошенная информация не представлена.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 59 от 2.05.06 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания (часть 9). Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 8).
При разрешении обращений Крупнова В.Г. проводилась проверка (необходимые документы были запрошены в ФКУ ИК-25), в ходе которой установлено, что ** ** ** в ФГУ ИК-... УФСИН России по Республике Коми у истца были изъяты запрещенные предметы: сотовый телефон ... №..., зарядное устройство к телефону, сим-карта ... №..., карта памяти №..., о чем составлен акт №... от ** ** **. В объяснении от ** ** ** Крупнов В.Г. признал, что изъятые вещи принадлежат ему. ** ** ** составлен акт об отказе Крупнова В.Г. от дачи объяснений по данному поводу.
На момент выявления нарушения, разделом 11 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 № 205 и действовавших в ** ** ** году, регламентировался порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей, согласно которому запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымались в момент обнаружения, о чем составлялся рапорт или акт, затем проводилась проверка и принималось решение начальника ИУ (пункт 43).
Из представленной суду копии заключения служебной проверки от ** ** ** год следует, что начальником учреждения принято решение вышеперечисленные предметы приобщить к уголовному делу и направить в УВД г. Сыктывкара.
Иная информация, как в указанном заключении, так и в акте №... от ** ** ** отсутствует.
В ответах на обращения Крупнову В.Г. был дан ответ по существу поставленных вопросов, исходя из той информации, которой административный ответчик располагал и которую получил из архива ФКУ ИК-...; за давностью события (после изъятия телефона и комплектующих к нему прошло ... лет), сведений об обстоятельствах передачи вещей конкретным должностным лицам, их местонахождении не имеется.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия), необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Крупнов В.Г. в судебном заседании подчеркнул, что не выяснял у административного ответчика, где находится его телефон, не мог пояснить, почему полагает его права нарушенными территориальным органом УФСИН России по РК, при том, что изъятие имущества произведено другим юридическим лицом.
Поскольку факт незаконных действий со стороны УФСИН России по РК, а также нарушения прав административного истца не установлен, суд полагает, что в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Крупнову ФИО7 в удовлетворении административного иска к УФСИН России по РК о признании незаконными действий, выразившихся в не рассмотрении обращения по существу - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Нагибина Е.Л.