Судья: Щербина И.С. Дело №33-1956/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2015 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Ларионовой С.В., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Макешиной Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Болдырева Р.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 09 июня 2015г., которым постановлено:
«Исковые требования Болдырева Р.А. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить Болдыреву Р.А., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Полосухиной Л.А., поддержавшей доводы жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Болдырев Р.А. обратился в суд с иском к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований указывал, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Решением Северного районного суда г.Орла от <дата>г. родителей лишили родительских прав, а его передали на попечение органа опеки и попечительства администрации Северного района г.Орла.
Постановлением администрации г.Орла от <дата>г. было признано невозможным его проживание <адрес>, поскольку жилая площадь менее учетной нормы, он был поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списке очередности на предоставление жилого помещения он состоит под номером 201.
Полагая, что имеет право на предоставление жилого помещения, просил суд обязать администрацию г.Орла предоставить ему благоустроенное жилое помещение в городе Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла просит изменить решение суда ввиду нарушения норм материального права, дополнив резолютивную часть решения указанием после слов «по договору найма специализированного жилого помещения» «согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Считает, что установление судом обязанности по предоставлению Болдыреву Р.А. жилого помещения без ссылки на Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, не соответствует нормам действующего законодательства, влечет нарушение прав лиц, включенных в список ранее.
Ссылается на отсутствие финансирования по предоставлению жилых помещений включенным в Список на 2015г. лицам, в том числе Болдыреву Р.А., что свидетельствует о принятии судом неисполнимого решения.
На заседание судебной коллегии не явились истец Болдырев Р.А., представители третьих лиц Департамента образования Орловской области, Департамента финансов Орловской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28-33 квадратных метров.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиком, что Болдырев Р.А., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления администрации г. Орла от <дата>г. Болдыреву Р.А. назначен попечитель, за ним закреплено жилье по адресу: <адрес>.
В настоящее время в указанной квартире совместно с Болдыревым Р.А. проживают Б.Л.Ф., Б.А.В., К.Н.В., К.Н.М., К.Д.М.
Постановлением администрации г.Орла от <дата>г. № признано невозможным проживание Болдырева Р.А. по указанному выше адресу в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. Болдырев Р.А. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспаривал право истца на обеспечение жилым помещением в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела также усматривается и ответчиком не оспаривалось, что Болдырев Р.А. в собственности недвижимого имущества не имеет.
Суд, оценив представленные доказательства и установив, что Болдырев Р.А. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, обязав администрацию г. Орла предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, что законодательством РФ не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, а также, что предоставление жилого помещения Болдыреву Р.А. в настоящее время повлечет нарушение прав иных лиц, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, не являются основанием для изменения решения суда, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Положения вышеприведенных норм не устанавливают очередности внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан. Указание на формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 09 июня 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий Л.И.Курлаева
Судьи С.В.Ларионова
Л.Н.Герасимова