Гражданское дело №2-99-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2015 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Телемишева Э.И.,
при секретаре Джамалове К.Э.,
с участием старшего помощника прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т.,
представителя администрации МО СП «сельсовет Карагасский» по доверенности Шигаева И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ногайского района Республики Дагестан об обязании администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путем приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу http: karagas.ru в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ногайского района обратился в суд с заявлением об обязании администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путем приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу http: karagas.ru в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению».
Как следует из заявления, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрация МО СП «сельсовет Карагасский» имеет официальный сайт:http:karagas.ru, который не обеспечивает свободный доступ к информации лицам, ограниченным по зрению. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012 провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Частью 2 ст. 9 Конвенции установлено, что государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержкой, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). П.3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. №1789-ст «Об утверждении национального стандарта» дается определение доступности интернет - ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с. п.4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: п.4.2.1- Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п. 4.2.2 - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п. 4.2.3 Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса - должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п. 4.2.4 Надёжность: Контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения. П. 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» установлено, что для обеспечения доступности интернет - ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения. Однако, в ходе изучения электронных страниц официального сайта http:karagas.ru в сели Интернет установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа администрацией МО СП «сельсовет Карагасский» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих). Таким образом, Интернет-сайт администрации МО СП «сельсовет Карагасский» не соответствует ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ногайского района Дильманбетов А.Т. требования, изложенные прокурором Ногайского района в заявлении поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района Республики Дагестан по доверенности Шигаева Исмаил Шавкетович требования прокурора Ногайского района признал в полном объеме и обратился в суд с письменным заявлением о признании в порядке ст.39 ГПК РФ заявленных прокурором Ногайского района требований, изложенных им в его исковом заявлении. Просил суд принять его признание иска, поскольку его признание иска не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, выслушав прокурора и представителя администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района по доверенности Шигаева И.Ш., изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора Ногайского района обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012 провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, выключая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
П. 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» установлено, что для обеспечения доступности интернет - ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
Правосудие по гражданским делам в силу статьи 12 ГПК РФ осуществляется на основе принципов равноправия и состязательности сторон.
Согласно статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, учитывая позицию представителя администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района по доверенности Шигаева И.Ш. и ходатайство последнего о принятии признания им требований прокурора, принимает признание им заявленных прокурором требований.
В силу требований части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Изучением материалов дела установлено, что принятием признания представителем администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района требований прокурора, суд не усматривает нарушений прав и законных интересов третьих лиц. И данное заявление представителя ответчика о признании иска заявлено в рамках предоставленных ему законом прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Ногайского района Республики Дагестан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального поселения «сельсовет Карагасский» Ногайского района Республики Дагестан обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путем приведения Интернет-сайта, размещенного по адресу http: karagas.ru в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение 30 дней со дня его провозглашения.
Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.
Председательствующий
судья Э.И.Телемишев