Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 391/2018 по административному исковому заявлению Репина Г.В. к Управлению Росреестра по Самарской области, Правительству Самарской области, заинтересованным лицам филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о. Тольятти, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
У с т а н о в и л :
Репин Г.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 3 287 288,14 руб. Также просил обязать ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Репин Г.В. указал, что является собственником названного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация г.о. Тольятти, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Администрация г.о. Тольятти представила письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные Репиным Г.В. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Из материалов дела следует, что Репин Г.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 547,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 2 марта 2016 года в размере 15 133 743,43 руб.
Административный истец является плательщиком налога на имущество, и в силу этого обстоятельства он имеет право на оспаривание результатов нежилого помещения.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения и считая свои права нарушенными, Репин Г.В. 25 декабря 2017 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований Репин Г.В. представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 17 ноября 2017 года оценщиками общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой оценки» ФИО1, ФИО2, согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 2 марта 2016 года определена в размере 3 287 288,14 руб. без НДС.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Тольятти была назначена судебная экспертиза. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «ЗЕМ.СТАНДАРТ».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 9 марта 2018 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 2 марта 2016 года составила 3 855 468 руб. без учета НДС.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету об оценке.
Заключение экспертизы базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте экспертизы.
Заключение эксперта содержит определение рыночной стоимости нежилого помещения, проведенного с применением сравнительного подхода, на основе исследования качественных и количественных характеристик объекта, анализа рынка и выявления ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, на основе предложений по аналогичным объектам недвижимости, относящихся к сегменту рынка универсальных офисно-торговых встроенных помещений, расположенных на –1 этаже зданий в Центральном районе г. Тольятти, с приведением источников информации.
Суд принимает во внимание, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости нежилого помещения является достоверной, в связи с этим кадастровая стоимость нежилого помещения подлежит установлению равной рыночной стоимости по состоянию на 2 марта 2016 года в размере, определённом заключением экспертизы и составляющим 3 855 468 руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 25 декабря 2017 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
Заявленное Репиным Г.В. требование об обязании внести в ЕГРН сведения в качестве кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночную стоимость, не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно абзацу 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, сведения об изменении кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие судом решения о возложении обязанности по внесению таких изменений не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Репина Г.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 547,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 марта 2016 года в размере 3 855 468 руб.
Датой обращения Репина Г.В. в суд считать 25 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина