Судья Александрова Р.Е. дело № 33-1117/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 07 июля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Домрачева М.И. на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Домрачева М.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл о признании недействительным решения Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл от 30 апреля 2015 года <№>, обязании Пенсионный фонд включить в специальный стаж период работы в должности машиниста бульдозера с 14 апреля 1995 года по 30 июня 2010 года в <...> в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения с 28 апреля 2015 года и назначении пенсии со дня обращения в Пенсионный фонд отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Домрачев М.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл (далее – УПФР в Новоторъяльском районе, ответчик). После уточнения исковых требований Домрачев М.И. просил признать недействительным решение ответчика от 30 апреля 2015 года <№> об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, установить факт его работы в качестве машиниста бульдозера в песчаных карьерах в период с 14 апреля 1995 года по 30 декабря 2007 года, обязать ответчика включить периоды его работы в качестве машиниста бульдозера в <...> с 14 апреля 1995 года по 30 декабря 2007 года в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, обязать ответчика произвести начисление ему пенсии с 28 апреля 2015 года, то есть со дня обращения за назначением пенсии.
В обоснование иска Домрачев М.И. указал, что его северный стаж, так же как и стаж работы с тяжелыми и вредными условиями труда на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости досрочно составил 20 лет 15 дней, в том числе на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 8 месяцев 18 дней. В связи с этим полагает, что имеет право выйти на пенсию в возрасте 50 лет. С 14 апреля 1995 года по 31 декабря 2007 года он работал машинистом бульдозера в песчаных карьерах указанных выше организаций, которые разрабатывали данные карьеры для добычи песка. В течение всего периода работы он проходил ежегодные медицинские осмотры, к ежегодному отпуску предоставлялись дополнительные дни отпуска за вредные условия труда согласно Коллективному договору.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Домрачев М.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на то, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Новоторъяльском районе приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу Домрачева М.И. без удовлетворения.
Домрачев М.И. и его представитель на рассмотрение жалобы в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела, с вязи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело апелляционной жалобе в их отсутствие.
Заслушав представителя УПФР в Новоторъяльском районе Морозову Н.А., просившую оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не находит.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления которого в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей данному закону.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 года утвердило постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление).
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 1 Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1);
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2015 года Домрачев М.И. обратился в УПФР в Новоторъяльском районе за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.
Решением ответчика <№> от 30 апреля 2015 года Домрачеву М.И. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа работы с тяжелыми условиями труда, поскольку должность машиниста бульдозера Списком № 1 и Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, не предусмотрена.
Вместе с тем в решении УПФР в Новоторъяльском районе <№> от 30 апреля 2015 года указано, что стаж работы Домрачева М.И. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на момент обращения за назначением пенсии составляет 19 лет 02 месяца 13 дней, что дает право выхода на пенсию по достижению возраста 55 лет, то есть с 17 декабря 2019 года.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Домрачев М.И., <дата> года рождения, в период с 14 апреля 1995 года по 25 марта 1998 года работал машинистом бульдозера в акционерном обществе открытого типа <...>, с 26 марта 1998 года по 31 июля 2003 года - машинистом бульдозера ОАО <...>, с 01 августа 2003 года по 30 июня 2006 года - машинистом бульдозера в <...> с 01 июля 2006 года по 31 декабря 2007 года - машинистом бульдозера в <...>
Подразделом 2 «Подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений» раздела I «Горные работы» Списка № 1 предусмотрены машинисты бульдозеров (код позиции 1010300а-13583). Разделом X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» в подразделе 1 «Перечисленные ниже рабочие, занятые в производствах: перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; каталитического риформинга; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов и т.д.» Списка № 1 предусмотрены машинисты бульдозеров, занятые на рыхлении и погрузке элементарной (газовой) серы (код позиции 11000000-13583). Разделом XIV «Производство строительных материалов» в подразделе 2 «Производство асбеста» Списка № 1 предусмотрены машинисты бульдозеров, занятые на складах сухой руды обогатительных фабрик (код позиции 1140200а-13583).
В Списке № 2 (раздел I «Горные работы», подраздел 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности») предусмотрены машинисты бульдозеров, в том числе занятые на тушении и разборке горящих терриконов и породных отвалов шахт, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик (код позиции 2010100а-13583).
Суд, учитывая то, что основным видом деятельности ООО <...> является предоставление услуг, связанных с добычей нефти и газа, по существу пришел к правильному выводу о том, что производство, на котором работал Домрачев М.И. в спорный период по профессии «машинист бульдозера», не предусмотрено соответствующими разделами и подразделами как Списка № 1, так и Списка № 2.
Правильность сделанного судом вывода подтверждается справками, выданными ООО <...> согласно которым в период работы Домрачева М.И. машинистом бульдозера с 14 апреля 1995 года по 31 декабря 2007 года в качестве особых условий труда указана только работа в районе Крайнего Севера. Таким образом, работодатель, у которого работал истец в спорный период, не подтвердил особый характер его работы с вредными и тяжелыми условиями труда в соответствии со Списком № 1 или Списком № 2.
Суд обоснованно исходил из того, что представление дополнительных отпусков и проведение ежегодных медицинских осмотров не является доказательством работы истца на производстве и по профессии с вредными и тяжелыми условиями труда.
Установление факта работы Домрачева М.И. в качестве машиниста бульдозера в песчаных карьерах в спорный период не имеет правового значения, поскольку эта работа не предусмотрена списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, следовательно, не дает права на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Вопреки доводам жалобы показания свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3 не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, поскольку в силу правил части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований Домрачева М.И. о возложении обязанности на ответчика включить периоды его работы в качестве машиниста бульдозера с 14 апреля 1995 года по 30 декабря 2007 года в стаж работы с тяжелыми условиями труда и признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и произвести начисление ему пенсии со дня обращения за ней, то есть с 28 апреля 2015 года, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении иска Домрачева М.И. в полном объеме.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Домрачева М.И. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков