Решение по делу № 3а-940/2019 ~ М-961/2019 от 05.12.2019

Дело № 3а-940/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2019 г. г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

в отсутствие административного истца Федоровой У.В., административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Город Архангельск», Елсакова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федоровой У.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Федорова У.В. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира – здания, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 098 000 руб.;

- нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 877 000 руб.

В обоснование административного иска указала, что является собственником этих объектов недвижимости и плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. В целях определения налоговой базы по указанным налогам применяется величина кадастровой стоимости этого имущества. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость данных объектов составляет меньшую величину. Полагая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как налогоплательщика, обратилась в суд с рассматриваемым требованием.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Решением Архангельского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Архангельск» (с последующими изменениями и дополнениями) на территории названного муниципального образования введен земельный налог, а решением Архангельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Архангельск» (с последующими изменениями и дополнениями) – налог на имущество физических лиц.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

На основании пункта 7 статьи 378.2, пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с включением распоряжениями министерства имущественных отношений Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г. и 2019 г., налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении данного объекта недвижимости определяется исходя из его кадастровой стоимости.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 1 июля 2012 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Разрешая вопрос о праве Федоровой У.В. оспорить кадастровую стоимость принадлежащих ей земельного участка и расположенного на нем нежилого здания за пределами срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости до настоящего времени не проведена. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств административного истца применяются величины кадастровой стоимости принадлежащих ей земельного участка и нежилого здания, установленные постановлениями правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп и от 18 декабря 2012 г. № 596-пп.

Таким образом, в данном случае пропуск Федоровой У.В. срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате ею права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости этого имущества для целей налогообложения.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Как следует из представленных материалов, право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира – здания, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, зарегистрировано на имя Федоровой У.В. ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 декабря 2019 г. До указанной даты собственником этого имущества являлся Елсаков Ю.В.

Сведения о величине кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной по состоянию на 5 июня 2012 г., в размере <данные изъяты> руб. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп.

Как следует из представленных материалов, право собственности на нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано на имя Федоровой У.В. ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2018 г. До указанной даты собственником этого имущества являлся Елсаков Ю.В.

Сведения о величине кадастровой стоимости указанного здания, определенной по состоянию на 1 июля 2012 г., в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 июля 2015 г. на основании на основании составленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 1 июля 2015 г. акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Вместе с тем, согласно отчету , составленному 18 ноября 2019 г. обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 098 000 руб. Согласно отчету , составленному 18 ноября 2019 г. обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», по состоянию на 1 июля 2012 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 877 000 руб.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные административным истцом отчеты соответствуют установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее эти отчеты лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом общероссийской общественной организации «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости объектов недвижимости, собственником которых является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого имущества.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанных отчетов недостоверными доказательствами.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объектов недвижимости, собственником которых является административный истец, установлена их рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Федоровой У.В. как налогоплательщика, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2014 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установленная решением суда кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2014 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (пятый абзац пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 г. № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»).

Установленная решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> подлежит применению для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федоровой У.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира – здания, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 1 098 000 (Один миллион девяноста восемь тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 г., а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 4 877 000 (Четыре миллиона восемьсот семьдесят семь тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2015 г., а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 5 декабря 2019 г.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобанова

3а-940/2019 ~ М-961/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федорова Ульяна Владимировна
Ответчики
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Другие
Елсаков Юрий Витальевич
Администрация муниципального образования «Город Архангельск»
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Лобанова Наталья Валерьевна
05.12.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.12.2019[Адм.] Передача материалов судье
06.12.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019[Адм.] Судебное заседание
23.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее