Решение по делу № 2-299/2016 ~ М-276/2016 от 01.06.2016

Дело № 2-299/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Горнозаводск 29 июля 2016 года

Горнозаводский районный суд Пермского края в составе судьи Морозова Л.А.,

при секретаре Маркеловой Т.В.,

с участием ответчика представителей МУП «Теплогорский ТЭК» директора Лукиной А., главного инженера Ланцева С.Е., действующего по доверенности от 16 июня 2016 года,

третьего лица Главы Администрации Теплогорского сельского поселения Ситниковой Е.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Горнозаводске гражданское дело по иску главного государственного санитарного врача по Александровскому, Добрянскому, Гремячинскому, Горнозаводскому, Кизеловскому и Чусовскому муниципальным районам, Лысьвенскому и Губахинскому городским округам Пермского края Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Теплогорский тепло-энергетический комплекс» о возложении обязанности прекратить нарушения требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Главный государственный санитарный врач по Александровскому, Добрянскому, Гремячинскому, Горнозаводскому, Кизеловскому и Чусовскому муниципальным районам, Лысьвенскому и Губахинскому городским округам Пермского края Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратился в суд с требованием признать действия МУП «Теплогорский ТЭК», выразившиеся в осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, противоправными и возложить обязанности на МУП «Теплогорский ТЭК», в срок до 01 апреля 2017 года,

- устранить нарушение требований п.6.11, п.6.11.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п.3, п.4 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для чего разработать, утвердить и согласовать в установленном порядке нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водный объект (р. Койва) для спуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества,

- обеспечить проведение производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водного объекта – реки Койва в соответствии с требованиями п.6.12, п.7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»,

- довести качество сбрасываемых сточных вод реки Койва с очистных сооружений п.Тёплая Гора Горнозаводского района до нормативных требований, установленных СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» путем соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.

В обоснование своих требований указал, что по результатам плановой выездной проверки МУП «Теплогорский ТЭК», в п.Тёплая Гора Горнозаводского района Пермского края, проведенной в период с11 марта 2016 года по 07 апреля 2016 года, были выявлены нарушения требований санитарных правил и гигиенических норм Российской Федерации. На момент проведения проверки 23 марта 2016 года установлено, что очистные сооружения МУП «Теплогорский ТЭК» находятся в полуразрушенном состоянии, обеззараживание сточных вод не производится. Сброс не очищенных вод производится в реку Койва.

Не разработаны, не утверждены и не согласованы в установленном порядке нормативы допустимого сброса веществ в водный объект (р.Койва) для выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, что является нарушением требований п.6.11, п.6.11.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Река Койва используется для приема сточных вод п.Тёплая Гора в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в нарушении требований п.3, п.4 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечен производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водного объекта – реки Койва, что является нарушением п.6.12, п.7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

По результатам испытаний сточной воды на выходе с очистных сооружений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по показателям Общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний №2027 от 30 марта 2016 года, экспертным заключением №114-ВФ от 04 апреля 2016 года и является нарушением п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.79), просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал (л.д.81).

Представитель МУП «Теплогорский ТЭК» Лукина Т.А. с заявленными требованиями согласна. Просила установить срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2018 года, в связи с отсутствие денежных средств.

Представитель МУП «Теплогорский ТЭК» Ланцев С.Е. с заявленными требованиями согласен. Просил установить срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2018 года, в связи с отсутствие денежных средств.

Глава Администрации Теплогорского сельского поселения Ситникова Е.Р. с заявленнми требованиями согласна. Просила установить срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2018 года, в связи с отсутствие денежных средств.

Суд, заслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно Преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.1 данного Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно ст.11 данного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Согласно ст.18 данного закона,

1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ст.39 данного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (п.1) Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (п.3)

Согласно п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:

- могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

- содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100;

- содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения;

- содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой «отсутствие».

Согласно п.6.11, п.6.11.1 СанПиН 2.1.5.980-00, для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в том числе продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

Согласно п.6.12. СанПиН 2.1.5.980-00, водопользователи обязаны:

- проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;

- обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;

- обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

- своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

Согласно п.7.2 СанПиН 2.1.5.980-00, производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Судом установлено, что Муниципальное унитарное предприятие «Теплогорский тепло-энергетический комплекс» является юридическим лицом (л.д.22) и осуществляет деятельность, в частности: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); удаление и обработка сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; водоснабжение п.Промысла и п.Тёплая Гора (л.д.27-32).

Из Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №50 от 07 апреля 2016 года видно, что Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, 23 марта 2016 года была проведена плановая выездная проверка МУП «Теплогорский ТЭК». (л.д.37-43)

В ходе проверки установлено, что МУП «Теплогорский ТЭК» является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения и не наделенного правом собственности на имущество, закрепленного за ним собственником.

Предприятие находится в ведомственном подчинении Муниципального учреждения Теплогорское сельское поселение, в лице Главы Теплогорского сельского поселения.

Предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества. Предприятие владее, пользуется и распоряжается указанным имуществом с органичениями, установленными законодательством и Уставом.

Муниципальное имущество передано в аренду МУП «Теплогорский ТЭК» по договору аренды имущества (социально значимых объектов) от 29 декабря 2015 года №34, заключенного с Администрацией Теплогорского сельского поселения.

Имущество предоставлено для обеспечения населения Теплогорского сельского поселения (п.Тёплая Гора, п.Промысла) и других потребителей услугами по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, канализации.

Место нахождения предприятия: Пермский край, Горнозаводский район, п.Тёплая Гора, ул.Советская, д.5.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- удаление и обработка сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

- водоснабжение п.Промысла и п.Тёплая Гора.

Услугами водоснабжения пользуются 3470 человек.    

На момент проведения проверки 23 марта 2016 года установлено, что очистные сооружения МУП «Теплогорский ТЭК» находятся в полуразрушенном состоянии, обеззараживание сточных вод не производится. Сброс не очищенных вод производится в реку Койва.

Не разработаны, не утверждены и не согласованы в установленном порядке нормативы допустимого сброса веществ в водный объект (р.Койва) для выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, что является нарушением требований п.6.11, п.6.11.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Река Койва используется для приема сточных вод п.Тёплая Гора в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в нарушении требований п.3, п.4 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечен производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водного объекта – реки Койва, что является нарушением п.6.12, п.7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

По результатам испытаний сточной воды на выходе с очистных сооружений не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по показателям Общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний №2027 от 30 марта 2016 года, экспертным заключением №114-ВФ от 04 апреля 2016 года и является нарушением п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Постановлением по делу об административном правонарушении от 10 мая 2016 года заместителя главного государственного санитарного врача по Чусовскому, Горнозаводскому, Гремячинскому муниципальным районам и Лысьвенскому городскому округу Пермского края Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю юридическое лицо МУП «Теплогорский ТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. (л.д.51-54)

Поскольку ответчик, являясь юридическим лицом, осуществляет в частности удаление и обработку сточных вод, отходов и аналогичную деятельность, обязан выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль при выполнении работ и оказании услуг, то есть, обязан, в частности, разработать, согласовать и утвердить нормативы допустимого сброса веществ в реку Койва для выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества; обеспечить проведение производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды в реке Койва; довести качество сбрасываемых сточных вод реки Койва с очистных сооружений п.Тёплая Гора Горнозаводского района до нормативных требований путем соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100, согласно требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд считает необходимым установить МУП «Теплогорский ТЭК» срок для исполнения решения до 01 апреля 2018 года, в целях его надлежащего исполнения.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования главного государственного санитарного врача по Александровскому, Добрянскому, Гремячинскому, Горнозаводскому, Кизеловскому и Чусовскому муниципальным районам, Лысьвенскому и Губахинскому городским округам Пермского края Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплогорский тепло-энергетический комплекс»:

- устранить нарушение требований п.6.11, п.6.11.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п.3, п.4 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для чего разработать, утвердить и согласовать в установленном порядке нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водный объект (р. Койва) для спуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества,

- обеспечить проведение производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водного объекта – реки Койва в соответствии с требованиями п.6.12, п.7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»,

- довести качество сбрасываемых сточных вод реки Койва с очистных сооружений п.Тёплая Гора Горнозаводского района до нормативных требований, установленных СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» путем соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.

Установить срок для исполнения данной обязанности до 01 апреля 2018 года.

    

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение одного месяца.

Судья:

2-299/2016 ~ М-276/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела
Ответчики
МУП "Теплогорский тепло-энергетический комплекс"
Другие
Администрация Теплогорского сельского поселения Горнозаводского муниципального района Пермского края
Суд
Горнозаводский районный суд
Судья
Морозов Л.А.
01.06.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2016[И] Передача материалов судье
17.06.2016[И] Предварительное судебное заседание
29.07.2016[И] Судебное заседание
01.08.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2016[И] Дело оформлено
29.10.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее