Решение по делу № 33-203/2014 от 13.01.2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Арефьева Т.Ю. дело № 33-203/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе

председательствующего Белова Н.Е.,

судей Голикова А.А., Головкова В.Л.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 03 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» на решение Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворены частично.

На Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» возложена обязанность в срок один год со дня вступления решения суда в законную силу:

фактические границы 1 пояса зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, местечко ... (ковшевой водозабор на <Адрес обезличен>, ...), привести в соответствие с установленными нормативными требованиями в части размеров и границ согласно п.п. «а» 2.3.1.1 п. 2.3.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. 26.02.2002, а именно:

• вверх по течению - не менее 200 м от водозабора;

• вниз по течению - не менее 100 м от водозабора;

• по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени;

• в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м - вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м - полоса акватории шириной не менее 100 м.

Территорию 1 пояса зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес обезличен> (... на <Адрес обезличен>, насосная станция 1 подъема) в пределах фактического ограждения привести в соответствие с п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, 3.3.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02, а именно:

• акваторию 1 пояса зоны санитарной охраны на поверхности водного объекта (водоток <Адрес обезличен>) спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить буями и другими предупредительными знаками;

• вынести за пределы 1 пояса зоны санитарной охраны водозаборных сооружений (200 метров вверх по течению, 200 метров боковой границы от линии уреза воды, 100 метров вниз по течению) два деревянных строения, используемых работниками предприятия для временного проживания при работе вахтовым методом в период весенне-осеннего паводка.

В остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения представителя ЭМУП «Жилкомхоз» Ш.С., представителя администрации <Адрес обезличен> МО ГО «...» Б.О., представителей ...» П.Р., М.Т., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

установила:

прокурор <Адрес обезличен> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» (далее – ЭМУП «Жилкомхоз»), с учетом уточненных требований, о возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: фактические размеры 1 пояса зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источника централизованного и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес обезличен> (ковшевой водозабор на <Адрес обезличен>, насосная станция 1 подъема) в пределах существующего ограждения привести в соответствие с подпунктом «а» 2.3.1.1 пункта 2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 с установленным нормативным требованиям в части размеров и границ; территорию 1 пояса ЗСО источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес обезличен> (ковшевой водозабор на <Адрес обезличен>, насосная станция 1 подъема) в пределах фактического ограждения привести в соответствие с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, а именно: акваторию 1 пояса ЗСО на поверхности водного объекта (водоток <Адрес обезличен>) оградить буями и другими предупредительными знаками; территорию 1 пояса (в пределах нормативного размера) оградить, спланировать для отвода поверхностных вод за его пределы и обеспечить охраной; вынести за пределы 1 пояса ЗСО водозаборных сооружений (200 метров вверх по течению, 200 метров боковой границы от линии уреза воды, 100 метров вниз по течению) два деревянных строения, используемых работниками предприятия для временного проживания при работе вахтовым методом в период весенне-осеннего паводка в соответствии с пунктом 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Заявленные требования мотивированы тем, что ..., <Дата обезличена> совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по <Адрес обезличен> прокуратурой была проведена проверка соблюдения ЭМУП «Жилкомхоз» требований законодательства при эксплуатации водозабора, водовода и водоочистных сооружений, расположенных в местечке ...-<Адрес обезличен>, в ходе которой установлены нарушения СанПиН 2.1.4.1110-02. Указанные нарушения затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, установленные статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от <Дата обезличена> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в том числе при организации питьевого водоснабжения населения <Адрес обезличен>.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ЭМУП «Жилкомхоз» в судебном заседании выразил несогласие с требованиями прокурора по доводам, изложенным в возражениях, дополнительно указав, что проверяющие неправильно определили точку отсчета для линии уреза воды, а, соответственно, и границы 1 пояса ЗСО. Домик для проживания смены для вахты находится в границах 2 пояса, что разрешено пунктом 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02. Река ... не судоходная, в связи с чем нет необходимости ограждения 1 пояса по руслу реки бакенами либо устройствами, их заменяющими. Также считают, что в проекте ОАО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» необходимо было отобразить в графическом виде варианты границ, как по СанПиНу 2.1.4.1110-02, так и по СНиПу 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». В связи с чем, в Приложении <Номер обезличен> данного Проекта неверно графически обозначены границы 1 пояса ЗСО водопровода с поверхностным источником (водотоком) <Адрес обезличен>, что не соответствует Проекту и пункту 2.3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, а именно: точка отсчета в направлении к противоположному от водозабора берегу взята верно (линия уреза воды при летне-осенней межени), а по прилегающему к водозабору берегу неверно – не от берега (линия уреза воды в летне-осенней межени), а от откоса ковша водозабора.

Представитель третьего лица администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» поддержала доводы ответчика.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РК поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что ответчик вводит суд в заблуждение, поскольку границы 1 и 2 пояса ЗСО идентичны в названных СНиП и в СанПиН. Проектная организация в соответствии с установленными требованиями нанесла границы поясов. В СанПиН не указано о том, судоходная, или не судоходная река должна быть для ограждения буями или другими предупредительными знаками. Все требования прокурора обоснованы.

Представители привлеченного судом в качестве третьего лица ОАО «НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебном заседании поясняли, что «Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения хозяйственно-питьевого водопровода МО «<Адрес обезличен>» был разработан в соответствии с договором с ЭМУП «Жилкомхоз» <Номер обезличен> от 30.09.2003. Граница 1 пояса ЗСО установлена Проектом. Приложение <Номер обезличен> – картографическое отображение границы 1 пояса ЗСО, является неотъемлемой частью Проекта. Проект согласован и утвержден в установленном законодательством РФ порядке. В Управлении Роспотребнадзора по РК получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 20.07.2009.

Судом в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ЭМУП «Жилкомхоз» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Роспотребнадзора по РК, администрации МО ГО «Сыктывкар» участия не приняли, извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.

Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В суде апелляционной инстанции представителем ЭМУП «Жилкомхоз» было заявлено ходатайство о проведении судебно-технической экспертизы для определения соответствия обозначения границ 1 пояса ЗСО в утвержденном Проекте зон санитарной охраны источника водоснабжения хозяйственно-питьевого водопровода МО «Эжвинский район г. Сыктывкара» требованиям СанПин 2.1.4.1110-02 и о запросе проекта строительства водозабора.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.

При этом с учетом предусмотренного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции, возлагается на это лицо.

К уважительным причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, приобщении к делу, исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы.

Суд апелляционной инстанции, заслушав мнение лиц, участвующих в деле по заявленному ходатайству, пришел к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку уважительных причин невозможности представления в суд первой инстанции доказательств заявителем не приведены и не подтверждены, что влечет отсутствие правовых оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы и истребования проекта строительства водозабора.

Доводы о заявлении ходатайства о назначении судебно-технической экспертизы в судебном заседании суда первой инстанции не подтверждены. При этом заявитель своим правом на ознакомление с протоколами судебных заседаний не воспользовался и замечаний на них не принес.

Кроме того, отсутствуют основания для проведения указанной экспертизы, поскольку предметом иска не является оспаривание утвержденного Проекта зон санитарной охраны объекта, признанного соответствующим СанПин 2.1.4.1110-02, о чем свидетельствует его согласование и утверждение в установленном законодательством РФ порядке.

Проверив материалы дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Удовлетворяя частично заявленные требования прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 294 Гражданского кодекса РФ обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований на водозаборном сооружении (насосной станции первого подъема), обеспечивающем водоснабжение жителей Эжвинского района г. Сыктывкара, возлагается на ЭМУП «Жилкомхоз», осуществляющее эксплуатацию систем водоснабжения и владеющее данным объектом на праве хозяйственного ведения, и нашедших подтверждение при рассмотрении дела нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на указанном объекте, выявленных прокурором при проведении комиссионной проверки.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательствомо санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Как следует из Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> N 10 указанные Правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктами 1.4 - 1.6, 1.10, 1.15, 1.17 указанных Правил зоны ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны, и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий всех трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном законом порядке.

Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах 1 пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Согласно пункту 1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02 установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в пункте 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МО ГО «Сыктывкар» является собственником насосной станции первого подъема, общей площадью ...,... кв.м, расположенной по адресу: ...

<Дата обезличена> Управлением Росреестра по РК зарегистрировано право хозяйственного ведения ЭМУП «Жилкомхоз» в отношении вышеназванного объекта.

Для обслуживания насосной станции первого подъема <Дата обезличена> между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и ЭМУП «Жилкомхоз» заключен договор аренды земельного участка <Номер обезличен> сроком до ..., зарегистрированный Управлением росреестра по ....

Источником водоснабжения хозяйственно-питьевого водопровода <Адрес обезличен> МО «<Адрес обезличен>» является поверхностный ковшевой водозабор из <Адрес обезличен> с водоочистной станцией (ФОС) производительностью ... куб.м/сут.

<Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» (водоприемный ковш и насосная станция первого подъема) располагается на левом берегу реки ... на острове в районе местечка .... От ковшевого водозабора по двум самотечным водоводам диаметром ... мм, вода поступает в приемный колодец, откуда насосами первого подъема поступает по трем водоводам (...) на ФОС, производительностью ... тыс. куб.м./сут., состоящих из двух блоков.

Федеральным ГУП «Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт «Комимелиоводхозпроект» в ... году в соответствии с договором с ЭМУП «Жилкомхоз» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> был разработан Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения хозяйственно-питьевого водопровода МО «<Адрес обезличен>» (далее – Проект).

Проект согласован санитарно-эпидемиологическим заключением № ..., признан соответствующим СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержден приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 342 от 30.07.2009.

Согласно разделу 4 Проекта установление границ всех поясов зоны санитарной охраны водоисточника, водопроводных сооружений и водовода производилось в соответствии с требованиями и нормами СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-бытового назначения».

В соответствии с Приказом Минрегиона России от 29.12.2001 №635/14 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» признаны недействующими на территории РФ с 01.01.2013.

Пунктом 10.8 СНиП2.04.02-84 устанавливались следующие границы первого пояса зоны поверхностного источника водоснабжения, в том числе водопроводящего канала, на расстояниях от водозабора: а) для водотоков (реки, каналы): вверх по течению – не менее 200 м, вниз по течению – не менее 100 м, по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от уреза воды при летне-осенней межени, в направлении к противоположному берегу: при ширине водотока менее 100 м – вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от уреза воды при летне-осенней межени и при ширине водотока более 100 м – полоса акватории равной не менее 100 м. На водозаборах ковшевого типа в границы первого пояса включается вся акватория ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 м.

Аналогичные требования были установлены действующим и в настоящее время абзацем «а» подпункта 2.3.1.1 пункта 2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. Согласно примечанию к указанному пункту на водозаборах ковшевого типа в пределы первого пояса ЗСО включается вся акватория ковша.

Согласно пункту 4.1 Проекта граница 1 пояса ЗСО ковшевого водозабора из <Адрес обезличен> (приложение 6) установлена в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 в следующих пределах: вверх по течению – ... м от водозабора; вниз по течению – 100 м от водозабора; по прилегающему к водозабору берегу - ... м от линии уреза воды летне-осенней межени; в направлении к противоположному от водозабора берегу – полоса акватории <Адрес обезличен> шириной ... м.

Приложение <Номер обезличен> – картографическое отображение границы 1 пояса ЗСО, которое является неотъемлемой частью Проекта. На схеме Приложения <Номер обезличен> граница 1 пояса ЗСО отмечена красной линией с черточками и отражена в соответствии с пунктом 4.1 Проекта, в том числе по прилегающему к водозабору берегу в ... м от линии уреза воды летне-осенней межени.

В соответствии с разделом 6.1 Проекта - Мероприятия по первому поясу ЗСО: территория 1 пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, огорожена и обеспечена охраной; запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений; акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками.

Согласно акту проверки от ..., проведенной после прохождения паводка, при фактическом осмотре комиссией с участием прокурора, ответчика, третьих лиц установлены следующие факты несоблюдения требований санитарного законодательства:

ограждение 1 пояса ЗСО (металлические трубостойки и колючая проволка) находится в месте указанном на картографическом материале и фактически составляет не более 10 метров от верха обваловки ковша (50 м от уровня воды в ковше). То есть фактические размеры 1 пояса ЗСО источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес обезличен> (ковшевой водозабор на <Адрес обезличен>, насосная станция 1 подъема) в пределах существующего ограждения не соответствует установленным нормативным требованиям в части размеров и границ (нарушение п. 2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02);

территория 1 пояса ЗСО источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <Адрес обезличен> (ковшевой водозабор на <Адрес обезличен>, насосная станция 1 подъема) в пределах фактического ограждения используется с нарушением установленных требований:

акватория 1 пояса ЗСО на поверхности водного объекта (...) не ограждена буями и другими предупредительными знаками (отсутствуют);

территория 1 пояса (в пределах нормативного размера) не ограждена, не спланирована для отвода поверхностных вод за его пределы и не обеспечена охраной;

в пределах ограждения 1 пояса в непосредственной близости от ковша (расстояние от верха обваловки ковша 10 и 50 метров) расположены два деревянных строения, используемых работниками предприятия для временного проживания при работе вахтовым методом в период весенне-осеннего паводка, в данных строениях оборудованы спальные места (размещены койки с комплектом спальных принадлежностей) (нарушение п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Суд первой инстанции, установив на основании оценки представленных сторонами доказательств в их совокупности, нарушение ответчиком пунктов 2.3.1, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 удовлетворил требования прокурора в указанной части, установив для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства срок один год с даты вступления решения суда в законную силу.

При этом, установив, что обязанность обеспечения охраной станции 1-го подъема выполняется ответчиком, суд отказал в удовлетворении требований в данной части.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах.

Оспаривая законность вынесенного решения, представитель заявителя апелляционной жалобы указывает на то, что суд неправильно истолковал СанПин 2.1.4.1110-02 и незаконно применил СНиП2.04.02-84. Полагает, что фактически размеры 1 пояса ЗСО водопровода <Адрес обезличен> (в составе ковшевого водозабора и насосной станции 1 подъема) с поверхностным источником - рекой ... установлены в строгом соответствии с пунктом 2.3.1 СанПин 2.1.4.1110-02 и изложенных в пункте 4.1 раздела 4 Проекта, а именно для водотоков: по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени (третий абзац пункта «а» подпункта 2.3.1.1 СанПин), с учетом примечания к подпункту 2.3.1.1 Сан ПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса ЗСО проходит по обваловке ковша Эжвинского водозабора, где и должна быть. При производстве замеров с учетом масштаба 1: 1000 на схеме Приложения 6 от уреза воды до расположения ограждения (колючей проволки) ровно 100 метров, как и требует пункт 2.3.1 СанПин 2.1.4.1110-02. Считает, что в Приложение <Номер обезличен> к Проекту графически (красной линией) границы 1 пояса ЗСО по прилегающему к водозабору берегу отражены в соответствии с требованиями пункта 10.8 СНиП 2.04.02-84, утратившими силу, предусматривающего, что на водозаборах ковшевого типа в границы первого пояса включается вся акватория ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 м.

Из указанных доводов следует, что ответчик линию уреза воды определяет от границы воды у берега реки ..., однако это противоречит Проекту, утвержденному в соответствии с действующим законодательством и признанным соответствующим требованиям СанПин 2.1.4.1110-02.

Так, согласно схемы расположения основных элементов водозаборного сооружения Отчета по обследованию гидротехнических сооружений водозабора <Адрес обезличен> от ... года, выполненного ОАО «Научно-исследовательский проектно-изаскательный институт «Комимелиоводхозпроект» на основании договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с ЭМУП «Жилкомхоз» линия уреза воды на ..., согласно разрабатываемого Проекта, отмечена зеленой линией и определена как край воды, находящийся в ковше водозабора (стр.32 Отчета).

Водозабор Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» (водоприемный ковш и насосная станция первого подъема) располагается на левом берегу реки Вычегды на острове в районе местечка Белый Бор и является поверхностным водозабором представляет из себя водозаборное сооружение берегового типа с водоприемным ковшом.

От ковшевого водозабора по двум самотечным водоводам диаметром 700 мм, вода поступает в приемный колодец, откуда насосами первого подъема поступает по трем водоводам (два - диаметром 300 мм, один – диаметром 700 мм) на ФОС.

Урез воды, согласно гидрологический справочника, граница воды у берега водоема.

Урез воды - линия пересечения водной поверхности водотока или водоема с поверхностью суши. Изменяется в течение года в зависимости от уровня воды. (Извлечение из документа: "РД-91.020.00-КТН-042-12. Руководящий документ. Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" (утв. ОАО "АК "Транснефть" 06.04.2012).

Водоток – поверхностный водный объект с непрерывным движением вод.

Водоем - поверхностный водный объект (озера, водохранилища не на водотоке, болота, пруды), представляющие собой сосредоточение вод с замедленным водообменном в естественных или искусственных впадинах.

Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами.

Водозабор – комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды из водных объектов (Модельный водный кодекс для государств - участников Содружества Независимых государств, 16.11.2006).

Водозаборные сооружения - это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (ГОСТ 19185-73 Гидротехника: основные понятия, термины и определения).

Абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Таким образом, из анализа вышеприведенных терминов следует, что понятие «водозабор» включает все гидротехническое сооружение (водозаборное сооружение), в том числе и акваторию ковша, представляющую собой в рассматриваемом случае водное пространство с искусственными границами.

Согласно письменной информации ОАО «НИПИИ «Комимелиоводхозпроект», представленной суду первой инстанции от <Дата обезличена> № ..., какие-либо препятствия (дамбы, затворы и т.п.) попаданию речной воды в акваторию ковша отсутствуют, поэтому и в русле реки (водотоке) и в ковше (водозаборном гидротехническом сооружении) урез один – урез реки. В связи с чем линия уреза воды при определении границ 1 пояса ЗСО при разработке проекта определена по урезу речной воды в водоприемном ковше – по линии пересечения речной воды в ковше.

Согласно пояснениям представителя ОАО «НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» М.Т. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, границы 1 пояса ЗСО в Проекте в Приложении <Номер обезличен> определены в соответствии с пунктом 2.3.1 СанПин 2.1.4.1110-02 и изложены в пункте 4.1 раздела 4 Проекта, а именно для водотоков: по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени. При этом линия уреза воды, учитывая, что речная вода из водотока – реки беспрепятственно попадает в акваторию ковша, определена как край воды, находящийся в ковше водозабора.

На основании изложенного судебная коллегия, принимая во внимание, что Проект утвержден и признан соответствующим СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в установленном законодательством порядке, выполнялся по заданию ответчика и был им принят без возражений, при этом в силу пункта 1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02 установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в пункте 1.13 настоящих СанПиН, проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных, приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными, поскольку фактические границы 1 пояса ЗСО не соответствуют Проекту.

Доказательств установления границ 1 зоны ЗСО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком суду не представлено.Проект согласован ответчиком, не был им оспорен, в установленном законом порядке проектирование и утверждение новых границ ЗСО не произведено.

На основании изложенного, вышеприведенные доводы апелляционной жалобы несостоятельны.

Являются несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что при изготовлении проекта приоритетным являлся СНиП, недействующий в настоящее время, согласно положениям которого, и были нанесены границы 1 пояса ЗСО на схеме Приложения <Номер обезличен> (красная линия), поскольку в рассматриваемом случае при определении уреза воды от края воды в ковше, положения СНиП и СанПин аналогичным способом регулируют определение границы 1 пояса ЗСО для водотоков: по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени. Согласно пункту 4.1 Проекта границы 1 пояса ЗСО на схеме определены с учетом абзаца «а» подпункта 2.3.1.1 пункта 2.3.1 СанПин 2.1.4.1110-02.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оставшаяся земля состоит на балансе опытной станции федерального значения, территория острова ... от ковша изрезана оврагами, остров изолирован водой со всех сторон, не влекут отмену решения суда, поскольку все эти обстоятельства не могут ограничивать права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья. Срок на исполнение решения суда установлен судом первой инстанции с учетом всех приведенных заявителем жалобы обстоятельств, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что домики для размещения сотрудников во время работы вахтовым методом находятся во втором поясе, несостоятельны, поскольку не соответствуют установленным по делу обстоятельствам с учетом установленных границ 1 пояса ЗСО в соответствии с Проектом, согласованным в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, принимая во внимание, что согласно пункту 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 не допускается размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей в границах 1 пояса ЗСО, к которым как раз относятся указанные строения, доводы жалобы о том, что домики могут находиться в границах 1 пояса ЗСО, подлежат отклонению. К сооружениям, имеющим непосредственное отношение к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений данные объекты не относятся.

Поскольку выводы суда об удовлетворении заявленных требований основаны на акте обследования объекта от ..., доводы в части принятия судом в качестве ненадлежащего доказательства по делу справку от <Дата обезличена> о проверке объекта на предмет соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, не имеют правового значения.

При установлении в судебном заседании факта несоответствия фактически установленного ограждения границ 1 пояса ЗСО с границами, утвержденными по Проекту, доводы жалобы в части того, что при обследовании <Дата обезличена> не производилось фактического измерения границ, не влияют на правильность вывода суда о выявленном нарушении границ по представленным на обозрение документам.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

При таком положении судебная коллегия соглашается с законностью и обоснованностью постановленного решения суда и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для его отмены или изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-203/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
20.01.2014Судебное заседание
03.02.2014Судебное заседание
17.02.2014Дело сдано в канцелярию
17.02.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее