Судья Бочневич Н.Б. дело №33-1923/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2015 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры в составе:
председательствующего судьи Александровой Н.Н.,
судей: Максименко И.В., Ахметзяновой Л.Р.,
при секретаре (ФИО)5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.Н. к Государственному учреждению–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа–Югры о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа–Югры на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 10 ноября 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Иванова В.Н. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г.Сургуте о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.
Включить в стаж работы Иванова В.Н. по Списку №2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 26.01.1989г. по 01.08.1989г. в должности электросварщика в Специализированном управлении подводнотехнических работ №3 треста «Сургутподводтрубопроводстрой»; с 21.11.1990г. по 25.09.1991г. в качестве электросварщика в АО Пивоваренный завод «Сургутский»; с 26.01.1994г. по 13.08.1997г. в качестве электросварщика ручной сварки в Производственном специализированном ремонтном предприятии «Тюменьэнерго».
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Сургуте назначить Иванову В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – с 21 марта 2014 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г.Сургуте ХМАО–Югры в пользу Иванова В.Н. расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по оформлению доверенности на представителя в размере 1500 рублей, а всего 11500 (одиннадцать тысяч пятьсот) рублей
В удовлетворении остальной части требований Иванова В.Н. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г.Сургуте ХМАО-Югры о взыскании расходов по оплате услуг представителя отказать».
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя ответчика Панфиловой С.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Рошевец А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа–Югры (далее УПФ), с учетом уточненных требований, о возложении обязанности по включению периодов работы с 26 января по 01 августа 1989 года электросварщиком в Специализированном управлении подводно-технических работ №3 треста «Сургутподводтрубопроводстрой»; с 21 ноября 1990 года по 25 сентября 1991 года электросварщиком в АО Пивоваренный завод «Сургутский»; с 26 января 1994 года по 13 августа 1997 года электросварщиком ручной сварки в Производственном специализированном ремонтном предприятии «Тюменьэнерго» и назначению и выплате досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения 21 марта 2014 года; взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, за оформление доверенности в размере 1 500 рублей.
Требования мотивированы тем, что Иванов В.Н. 21 марта 2014 года обратился в УПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 и пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №173-ФЗ). Однако 10 июля 2014 года решением комиссии УПФ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии отказано, ввиду отсутствия специального стажа по Списку №2. При этом, не приняты к зачету в специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды работы электросварщиком. Истец с данным отказом не согласен. Считает, что отсутствие документального подтверждения в виде справок, уточняющих особый характер работы в спорные периоды, не может служить основанием для отказа во включении их в специальный стаж, поскольку несвоевременная передача документов в архив работодателем не должна влиять на право гражданина в предоставлении пенсии.
В судебное заседание истец Иванов В.Н., ответчик УПФ, третье лицо открытое акционерное обществ «Тюменьэнерго» (далее Общество) не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истца Рошевец А.А. на требованиях Иванова В.Н. настаивал по основаниям указанным в иске.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик УПФ просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывая на, что оспариваемый период работы Иванова В.Н. с 26 января 1994 года по 13 августа 1997 года учтен в стаж работы по Списку №2 при вынесении решения об отказе в назначении трудовой пенсии от 10 июля 2014 года №2271. В связи с чем, суд необоснованно дважды зачел его в льготный стаж истца. Периоды работы истца электросварщиком с 26 января по 01 августа 1989 года и с 21 ноября 1990 года по 25 сентября 1991 года в стаж работы не включены, в связи с тем, что работодателем не подтверждены льготный характер работы и занятость работника на ручной сварке. При условии включения данных периодов стаж работы истца по Списку №2 составит 07 лет 04 месяца 10 дней, а право на пенсию возможно при наличии специального стажа 07 лет 06 месяцев, в связи с чем назначение трудовой пенсии по старости с 21 марта 2014 года является незаконным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Иванов В.Н., 3-е лицо Общество не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для частичной отмены и изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Иванов В.Н. обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 и пункта 2 статьи 28.1 Закона №173-ФЗ. Однако решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от 10 июля 2014 года (протокол №2271) Иванову В.Н. в удовлетворении заявления было отказано, поскольку в стаж работы по Списку №2 не вкачены спорные периоды работы, так как заявителем не предоставлено документального подтверждения занятости в тяжелых условиях труда.
Сторонами не оспаривается, что на момент обращения истца в УПФ с заявлением о назначении пенсии у него страховой стаж составлял 40 лет 09 месяцев 13 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 27 лет 05 месяцев 21 день; стаж работы по Списку №2 – 05 лет 03 месяца 27 дней.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона №173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона №173-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В пункте 2 статьи 27 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации №537 от 18 июля 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии со Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 года №1173 (далее Список №2 1956 года), в разделе ХХХII «Общие профессии» предусмотрены «газосварщики и их подручные», а также «электросварщики и их подручные».
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №2 (раздел XXXIII «Общие профессии»), утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
На основании пункта 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона №173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается период работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.
На основании Списка №2 1991 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют электрогазосварщики, если они постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% от рабочего времени) заняты резкой и ручной сваркой на полуавтоматических машинных, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Суд, при разрешении спора, правильно исходил из того, что периоды работы истца до 01 января 1992 года в качестве электросварщика могут засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, поскольку только после 01 января 1992 года данная профессия может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на резке и ручной сварке.
В связи с чем, довод жалобы ответчика о необходимости подтверждения занятости истца именно на резке и ручной сварке для включения в специальный стаж периода работы истца до 01 января 1992 года является не состоятельной, противоречащим нормам пенсионного прав Российской Федерации.
Между тем, удовлетворяя требование истца о включении в стаж периода работы с 26 января 1994 года по 13 августа 1997 года и назначения пенсии с 21 марта 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включенных периодов работы специальный стаж работы истца составит более 07 лет 6 месяцев, соответственно имеются основания для назначения истцу досрочной трудовой пенсии.
С данным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Включая в специальный стаж период работы истца с 26 января 1994 года по 13 августа 1997 года, суд первой инстанции не учел, что согласно предоставленных УПФ сведений о стаже данный период был включен Иванову В.Н. в стаж по Списку №2 (л.д.43). И именно с его зачетом у истца специальный стаж, на дату обращения в УПФ, составлял 05 лет 03 месяца 27 дней. В данном случае суд незаконно повторно зачел Иванову В.Н. указанный выше период работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь пенсионным законодательством, регулирующим спорные правоотношения и принимая во внимание, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии он достиг возраста 52 года, имел страховой стаж 40 лет 09 месяцев 13 дней, работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 27 лет 05 месяцев 21 день, однако специальный стаж по Списку №2, с учетом включенных судом периодов работы, составил 07 лет 04 месяца 10 дней, вместо положенных 07 лет 6 месяцев, то вывод суда первой инстанции о достаточности специального стажа для назначения истцу досрочной пенсии с 21 марта 2014 года является неверным.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения на ответчика обязанности о назначении истцу досрочной трудовой пенсии с 21 марта 2014 года подлежит отмене, поскольку у Иванова В.Н. на момент обращения в УПФ с заявлением о назначении пенсии, отсутствовал специальный стаж работы по Списку №2.
Принимая во внимание, что решение суда в части отменено с вынесением в этой части нового решения, то в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит изменению решение суда в части взысканных с ответчика в пользу Иванова В.Н. расхода на услуги представителя на 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 ноября 2014 года в части удовлетворения требований Иванова В.Н. о включении периода работы с 26 января 1994 года по 13 августа 1997 года и назначения пенсии с 21 марта 2014 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым Иванову В.Н. в требованиях к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа–Югры о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с 26 января 1994 года по 13 августа 1997 года и назначения пенсии с 21 марта 2014 года отказать.
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 ноября 2014 года в части удовлетворения требований Иванова В.Н. о взыскании расходов за услуги представителя в размере 10 000 рублей, изменить на 5 000 рублей.
В остальной части решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную Государственного учреждения–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа–Югры жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи: Максименко И.В.
Ахметзянова Л.Р.