Дело № 2а-1980/2019
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2019 г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего Мазаловой М.И.,
с участием прокурора Козеняшевой Н.Б.,
при секретаре Джанджугазян А.А.,
с участием административного истца Пустова А.В., представителя административного истца Горина В.Г., административного ответчика - председателя Территориальной избирательной комиссии Михальченко Н.П., представителя административного ответчика-Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым Савич Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пустова ФИО7 к Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателю Территориальной избирательной комиссии Михальченко ФИО8 о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Пустов А.В. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателю территориальной избирательной комиссии Михальченко Н.П. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым( далее по тексту- ТИК)принято решение № об отказе истцу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского Совета Сакского района Республики Крым 2 созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу. По результатам проверки подписных листов было установлено, что истец представил недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Истец лично осуществлял сбор подписей, на первом листе подписного листа указал ФИО кандидата в депутаты и его место проживания, что является достаточным, т.к. истец осуществлял сбор подписей самостоятельно и его данные, в том числе место жительство, указаны на лицевой стороне подписного листа как о кандидате, что не препятствует однозначному восприятию данных о кандидате, с учетом фактических особенностей длительности проживания по указанному адресу, который совпадает с территорией его баллотирования и все лица, которые поддержали кандидатуру Пустова А.В., лично знакомы с ним, как с жителем <адрес> в <адрес>. <адрес>.
Просит:
- признать незаконным и отменить решение ТИК <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пустову А.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского Совета Сакского района Республики Крым 2 созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу,
- обязать ТИК провести повторную проверку подписных листов;
- обязать зарегистрировать Пустова А.В. кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского Совета Сакского района Республики Крым 2 созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу. Решение обратить к немедленному исполнению.
Административный истец, представитель административного истца Горин В.Г.в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме на основании обстоятельств, изложенных в административном исковом заявлении. Горин В.Г. дополнил, что в итоговом протоколе указан код 15, но не имеется расшифровки, также указано на список кандидатов, а истец - самовыдвиженец. Не ясно основание отказа, т.к. в п.п. 8 ч.12 ст. 47 ЗРК их несколько. Истец пояснил, что в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ в Сакском районном суде он узнал, что ему отказали именно по основанию отсутствия места жительства сборщика подписей на подписном листе.
Административный ответчик- председатель ТИК <адрес> Республики Крым Михальченко Н.П. в судебном заседании представила письменные возражения на иск. Дополнила, что в периодическом издании <адрес> газета от ДД.ММ.ГГГГ № опубликованы коды нарушений. Указание на список кандидатов в итоговом протоколе является технической опиской.
Представитель административного ответчика- ТИК <адрес> Республики Крым Савич Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях Михальченко Н.П..
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, который полагал иск не подлежащим удовлетворению, т.к. факт нарушения прав истца неправомерным решением ТИК не доказан, при вынесении решений ТИК нарушений действующего избирательного законодательства не установлено, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что истец обратился в суд с исковым заявлением в сроки, определенными нормами КАС РФ.
В соответствии со статьей 34 Закона Республики Крым 17-ЗРК Пустов А.В., как <данные изъяты>, обладающий пассивным избирательным правом, имеет право на выдвижение кандидатом в депутаты путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии со статьей 36 Закона Республики Крым №-ЗРК « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым»( далее по тексту - Закон Республики Крым 17-ЗРК) самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Сакского района Республики Крым на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Новофедоровского сельского поселения.
Решением территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований <адрес> Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Сакского района Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым возложены полномочия окружной избирательной комиссии Новофедоровского десятимандатного избирательного округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Республики Крым 17-ЗРК окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым 17-ЗРК, после поступления в нее в письменной форме заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Судом установлено, что Пустов А.В. ДД.ММ.ГГГГ приобрел права и обязанности кандидата путем предоставления уведомления в окружную избирательную комиссию Новофедоровского десятимандатного избирательного округа.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 40 Закона Республики Крым 17-ЗРК окружная избирательная комиссия выдала письменное подтверждение о получении представляемых в соответствии с Законом Республики Крым 17-ЗРК документов о выдвижении кандидата. Указанное письменное подтверждение выдано Пустову А.В. незамедлительно ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона Республики Крым 17-ЗРК необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Статьей 45 Закона Республики Крым 17-ЗРК предусмотрено, что для регистрации кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения представляет в окружную комиссию: первый финансовый отчет; информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 4 статьи 41 вышеуказанного Закона (если такие изменения имеются).Если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, для регистрации вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, представляется рад документов, в том числе подписной лист.
Согласно ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований на территории <адрес> Республики Крым второго созыва ДД.ММ.ГГГГ» минимальное число подписей, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на выборах депутатов Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу составляет 10 подписей, максимальное число подписей, которое может быть представлено кандидатом, –14 подписей.
Кандидатом Пустовым А.В. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут в территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым представлены подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей и необходимый для регистрации кандидата. Тем самым Пустов А.В. воспользовался приобретенными правами кандидата.
Регламентируют правильность заполнения документов федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме Российской федерации» и Закон Республики Крым 17-ЗРК. Федеральным законом установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней (пункт 8 статья 37 Федерального закона), установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.Во исполнения принципа открытости и гласности, все решения ТИК с приложениями размещены на официальном Портале Правительства Республики Крым в подразделе «Территориальные избирательные комиссии Республики Крым» на странице территориальной избирательной комиссии <адрес>, а решения ТИК касающиеся подписных листов в газете «Сакская газета».
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума(п. 12 введен Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ; в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 104-ФЗ)
При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя(п. 14 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ, в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ)
Согласно ч.6.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме Российской федерации» по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В части 12 статьи 47 Закона Республики Крым закреплено положение, согласно которого в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: 8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В своей деятельности территориальная избирательная комиссия <адрес> руководствуется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>», которыми предусмотрено, что подписные листы оформляются по форме согласно приложению8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата (статья 43 Закона Республики Крым 17-ЗРК).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК, решением территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым создана рабочая группа, деятельность которой заключается в проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов.
Из материалов дела следует, что ТИК <адрес>, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК и соблюдая права кандидата, уведомила Пустова А.В. о заседании рабочей группы по проверки подписных листов путем вручения уведомления, содержащегося в Подтверждении получения документов для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения кандидата по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец присутствовал на заседании рабочей группы по проверке подписных листов, указанной в пункте 9 статьи 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК. Также, в этот же день истец получил копию итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Судом установлено, что истец, являясь самовыдвиженцем, лично собирал подписи избирателей. При заполнении подписного листа на лицевой стороне истец как кандидат указал свое ФИО, сведения о погашенной судимости, дату, месяц, год рождения, место работы и должность, адрес места жительства. На обороте подписного листа истец как сборщик подписей также указал ФИО, дату, месяц и год рождения, данные документа, удостоверяющего личность(паспорта <данные изъяты>), не указав места жительства.
Согласно содержания итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу Пустова А.В., составленному ДД.ММ.ГГГГ, усматривается основания для отказа в регистрации списка кандидатов по пункту 7 части 3 статьи 48 Закона Республики Крым «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>». Также в протоколе указано на количество недостоверных ( недействительных) подписей-14(100%), а также нормы закона, на основании которых подписи избирателей рабочей группой признаны недостоверными : пп. «з» п.6,4 ст.38 Федерального Закона, п.п. «8» ч.12 ст.47 Закона Республики Крым.
Согласно положений, закрепленных в ст. 38. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в ст. 48 Закона Республики Крым №-ЗРКрегистрация кандидата осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в статьях 33 и 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1, 3 и 4 статьи 40, частях 1–3 статьи 41 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении пакета документов в ТИК был уведомлен о заседании комиссии, на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации кандидата с указанием даты-ДД.ММ.ГГГГ, времени <данные изъяты> и места : <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ТИК вынесла решение №, которым отказала Пустову А.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу. Основание: из 14 подписей избирателей достоверными признаны - 0 подписей, недействительными -14 на основании п.п.8 ч.12 ст.47 Закона <адрес> №-ЗРК.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд находит несостоятельным доводы административного истца об отсутствии необходимости указывать в графе «подписной лист удостоверяю» адрес места проживания и кандидата и сборщика подписей, если это одно лицо, поскольку не указание данных сведений( адреса места жительства сборщика подписей) не препятствовало однозначному восприятию данных о кандидате, с учетом фактических особенностей длительности проживания по указанному адресу, который совпадает с территорией его баллотирования, как не основанные на правовых нормах.
Законодатель разграничивает понятия «кандидат» и «сборщик подписей» и четко устанавливает требование к подписному листу, а именно: в нем должны в полном объеме содержаться предусмотренные Федеральным законом 67-ФЗ сведения о лице, производившем сбор подписей избирателей; сведения о месте жительства лица, производившего сбор подписей должно указываться в соответствии с требованиями федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд считает, что стороной истца не представлено в суд доказательств, в нарушение положений ст.62 КАС РФ, подтверждающих нарушение ответчиками избирательных прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании судом не установлена совокупность несоответствие решения ТИК нормативным правовым актам и нарушение этим решением свобод и законных интересов административного истца по причине доказанности ответчиками вынесения обжалуемого решения в соответствии в действующим избирательным законодательством как федерального уровня, так и законодательством субъекта Российской Федерации - Республики Крым, нарушения процедуры принятия указанного решения судом также не установлено.
На основании изложенного, с учетом исследованных письменных материалов дела, пояснений сторон, их представителей, проведенного правового анализа, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая, что в судебном заседании не нашел подтверждение материалами дела факт нарушения прав истца, суд также отказывает истцу в удовлетворении требований о восстановлении нарушенного права истца путемобязания ответчика провести повторную проверку подписного листа и зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
При отказе в иске судебные расходы истцу не возмещаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 180, 227,298 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Пустова ФИО9 к Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателюТерриториальной избирательной комиссии Михальченко ФИО10 о признании незаконным и отмене решение ТИК Сакского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе Пустову ФИО11, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского Совета Сакского района Республики Крым 2 созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу», обязании провести повторную проверку подписных листов и регистрации кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского Совета Сакского района Республики Крым 2 созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение пяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Мазалова М.И.