Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-2092/2015
Судья Хакимова Л.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Максимовой И.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Фадеева Н.А., Фадеевой О.Б. к администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики об обязании восстановить в списке очередников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе истцов Фадеева Н.А., Фадеевой О.Б. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Фадеева Н.А., Фадеевой О.Б. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Фадеев Н.А., Фадеева О.Б. обратились в суд с иском к администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о признании действий по исключению из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» незаконными и возложении обязанности восстановить в списке очередников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Требования мотивированы тем, что с 14 апреля 2008 года семья Фадеевых Н.А. и О.Б. состояла в списке очередников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики. Их семья состоит из четырех человек. В 2014 году родился еще один ребенок, в связи с чем возникла необходимость улучшения жилищных условий. Не дождавшись мер социальной помощи в виде субсидирования семья Фадеевых Н.А. и О.Б. была вынуждена приобрести жилое помещение - квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>. Администрация Шемуршинского сельского поселения исключила из списка подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» семью Фадеевых Н.А. и О.Б., указав, что учетная норма их жилого помещения превышает установленные нормы, предусмотренные на каждого члена семьи. Полагают, что согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, действия семьи Фадеевых Н.А. и О.Б. по приобретению жилого помещения не противоречат возможности реализации ими своих жилищных прав путем предоставления мер социальной поддержки в виде субсидирования по названной программе. Без мер социальной поддержки в виде субсидирования для оплаты ипотечного кредита приобретенное семьей Фадеевых Н.А. и О.Б. жилье может быть обращено в пользу кредитора.
В судебном заседании истцы Фадеев Н.А., Фадеева О.Б. и их представитель Харитонов В.И. исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики и третьего лица администрации Шемуршинского района Михайлова В.И. исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики не присутствовал.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Фадеевым Н.А., Фадеевой О.Б. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается, что содержание подпункта «е» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы подлежит широкому толкованию, из которого следует, что меры социальной поддержки могут быть предоставлены даже тем лицам, которые приобрели жилье по жилищным кредитам после 01 января 2011 года. Полагают, что имеют право состоять в списке подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей», поскольку приобретенное жилое помещение находится в залоге и без мер социальной поддержки в виде субсидирования для погашения кредита, оно может быть обращено в пользу кредитора, поэтому право собственности Фадеевых Н.А. и О.Б. на данное жилое помещение носит формальный характер. Статьей 15 Закона ЧР от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев снятия с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, между тем ни по одному основанию семья Фадеевых Н.А. и О.Б. не может быть снята с данного учета.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истцов Фадеева Н.А. и Фадеевой О.Б., поддержавших апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (п. 1).
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока ее действия.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Согласно п. 2 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень направлений использования молодой семьей средств социальной выплаты, полученной в рамках данной подпрограммы. Данный перечень не содержит условия, аналогичного условию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы о том, что социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату текущих платежей и процентов по жилищным кредитам или займам.
В силу пп. «г» п. 2 социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. «е» п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно подпункту «д» пункта 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства ряд документов, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно.
Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Поскольку срок действия подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств. Данная правовая позиция изложена также и в определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 года №122-О.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 апреля 2008 года Фадеев Н.А. обратился с заявлением о признании его и членов его семьи: Фадееву О.Б. - супругу, Т.Н. и К.Н. - дочерей, нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Постановлением главы Шемуршинского сельского поселения № от 17 июня 2008 года семья Фадеевых в составе четырех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
ДД.ММ.ГГГГ в семье Фадеевых родилась дочь В.Н.
28 октября 2014 года Фадеев Н.А. и Фадеева О.Б. приобрели в общую долевую собственность, по <данные изъяты> доли каждому, квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.
Из п. 4 договора купли-продажи следует, что покупатели Фадеевы Н.А. и О.Б. приобрели квартиру за <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. уплачены в качестве аванса до подписания настоящего договора, а оставшаяся сумма <данные изъяты> руб. будет уплачена за счет средств ипотечного кредита по кредитному договору № от 28 октября 2014 года, предоставляемого покупателям для приобретения жилья ОАО <..>.
Из кредитного договора № от 28 октября 2014 года следует, что Фадеев Н.А. и Фадеева О.Б. получили кредит в размере <данные изъяты> руб. в ОАО <..> под 12 % годовых на срок до 28 октября 2026 года для приобретения квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в <адрес>.
Фадеев Н.А. и Фадеева О.Б. приобрели в общую долевую собственность, по <данные изъяты> доле в праве, квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии <данные изъяты> №,№, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 31 октября 2014 года. На данную квартиру зарегистрирована ипотека в силу закона.
Уведомлением администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики от 29 января 2015 года № Фадеевым Н.А. и О.Б. сообщено об исключении их из списка молодых семей-участников подпрограммы по тем основаниям, что они приобрели по ипотечному кредиту жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. и в данное время на каждого члена семьи приходится по 16,64 кв.м., в связи с чем они считаются улучшившими свои жилищные условия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до 01 января 2011 года, а кредит заявителями получен после 01 января 2011 года (кредитный договор от 28 октября 2014 года). Возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному после 31 декабря 2010 года, федеральным законодателем не предусмотрена.
При таких обстоятельствах выводы суда являются обоснованными, соответствуют установленным судом обстоятельствам, содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы жалобы о широком толковании подпункта «е» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к неверному толкованию норм материального права.
Доводы жалобы о том, что согласно ст. 15 Закона ЧР от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев снятия с учета лиц, судебной коллегией отклоняется, ввиду того, что истцы в 2014 году приобрели квартиру, соответственно, в этого периода они не являются гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, согласно условиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, основания состоять в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году как такого не имелось.
Иные доводы жалобы не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, так как сводятся к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также к неверному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Фадеева Н.А., Фадеевой О.Б. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.А. Максимова