Решение по делу № 2-1541/2015 от 24.06.2015

Дело № 2-1541/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2015 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Жирникова В.В.

С участием старшего помощника Сальского городского прокурора Хомковой К.Э.

при секретаре Тереховой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Оникиец Н.М. , третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду.

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ИП Оникиец Н.М. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду, указывая на то, что основным видом деятельности ИП Оникиец Н.М. является ремонт обуви и изделий из кожи, в процессе деятельности предприятия образуются отходы, в соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В процессе хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя образуются отходы.

С момента регистрации индивидуального предпринимателя возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данная деятельность является источником образования (и последующего размещения) отходов.

В процессе хозяйственной деятельности образуются отходы 4 класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, а именно бытовой мусор организаций несортированный.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ст. 28 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», а также Постановлением правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». В соответствии с п.9 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, перечисление денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется природопользователями и в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской федерации.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. № 557 (на основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401»О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») определено, что соответствующая плата производится по итогам периода, которым признается календарный квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 с 01.10.2010 г. полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), на территории Ростовской области данные функции осуществляет Департамент Росприродназора по ЮФО.

Согласно письму Департамента Росприроднадзора по ЮФО ответчик не стоит на учете в Департаменте по плате за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит в бюджетную систему Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчиком с момента регистрации и по настоящее время не производились расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно оплата данного вида платежей не осуществлялась, что недопустимо и должно быть устранено.

Уклонение хозяйствующего субъекта от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования при родных ресурсов, препятствует в реализации полномочий Российской федерации, установленных сит. 5 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 –ФЗ «Об охране окружающей среды», а также способствует образованию дефицита бюджета.

На основании изложенного просил суд: обязать ИП Оникиец Н.М. ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>

- произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ.

- представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Росприроднадзора по ЮФО;

- после согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду произвести оплату согласно выполненным расчетам.

В судебном заседании старший помощник Сальского городского прокурора Хомкова К.Э. требования поддержала и просила их удовлетворить.

В судебном заседании ИП Оникиец Н.М. не явился, о месте и времени судебного заседания извещалась, надлежащим образом, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается распиской в материалах дела. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.23-24).

В силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным с учетом мнения явившихся лиц рассмотреть дело по существу по имеющимся материалам дела в отсутствии представителя третьего лица применительно положений ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения старшего помощника Сальского городского прокурора, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 1 ФЗ от 10.01.2011 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду» является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории российской Федерации, вязанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс а атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).В соответствии с п.1 4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Из материалов дела видно, что основным видом деятельности ответчика является: ремонт обуви и прочих изделий из кожи, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.10)

Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Понятие входящего в состав установленного ст.16 ч.2 Закона «Об охране окружающей среды» такого вида негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.

При этом, как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 4 вышеупомянутого Закона, право собственности на образовавшиеся в результате такого производства или потребления отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть приобретено другим лицом лишь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Проанализировав указанные нормы Закона "Об отходах производства и потребления" в совокупности с обстоятельствами дела, суд считает, что при исследовании вопроса относительно субъекта, которым было производиться размещение отходов в специально оборудованных местах следует исходить из того, кто является собственником отходов; таковым субъектом, в силу отсутствия доказательств передачи в установленном порядке вещных прав на указанные отходы, является сам собственник отходов, а не иное лицо.

В материалы дела ответчиком не представлено доказательства того, что ответчик произвел отчуждение своих прав на отходы кому-либо, а поскольку внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является обязанностью ответчика, условие о передаче прав собственности на отходы по договору кому-либо не представлено, таким образом, исходя из того, что ответчиком не представлены доказательства передачи права собственности на отходы третьим лицам, оснований для освобождения его от внесения соответствующей платы и ее расчета не имеется.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632.

Пунктом 1 Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности (природопользователям), оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.

В ходе исследования судебных доказательств судом было установлено, ответчик не стоит на учете в Департаменте по плате за негативное воздействие на окружающую среду, и не вносит в бюджетную систему Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчиком с момента регистрации и по настоящее время не производились расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно оплата данного вида платежей не осуществлялась, что является недопустимым.     

Учитывая изложенное, суд считает иск, предъявлен к ответчику обоснованно, следует обязать ИП Оникиец Н.М. . произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, после согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду произвести оплату согласно выполненным расчетам.

В силе положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Сальский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ИП Оникиец Н.М. , ИНН <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу: произвести и составить ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу; в соответствии с составленными и согласованными в Департаменте Росприроднадзора по Южному федеральному округу расчетами внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствующий бюджет.

Взыскать с ИП Оникиец Н.М. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Сальский район» в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца. Со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 августа 2015.

Председательствующий В.В. Жирникова

2-1541/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сальский городской прокурор в инт. РФ
Ответчики
Оникиец Николай Михайлович
Другие
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному округу
Суд
Сальский городской суд Ростовской области
Дело на сайте суда
salsky.ros.sudrf.ru
24.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2015Передача материалов судье
25.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2015Подготовка дела (собеседование)
22.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2015Судебное заседание
11.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее