Решение по делу № 2а-3884/2018 ~ М-3716/2018 от 12.09.2018

2а-3884/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Пермь 4 октября 2018 года     

    

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

Федерального судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Чунихиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000,00 рублей (взыскатель гр.А.),

У С Т А Н О В И Л :

Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование своих требований, что в адрес Правительства Пермского края поступило постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем МО по ИОИ РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение требований исполнительного документа о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., взыскатель: гр.А.

Предметом исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить гр.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ по делу гр.А., выданного <данные изъяты> районным судом Пермского края (постоянное судебное присутствие в <адрес>).

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней.

ДД.ММ.ГГГГ гр.А. было предложено жилое помещение по адресу: <адрес>, на предоставление которой он согласился.

ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. бы заключен договор найма жилого помещения дс по вышеуказанному адресу.

Таким образом, Правительство не бездействовало, а предпринимало все необходимые меры для исполнения решения Верещагинского районного суда Пермского края. В настоящее время решение суда исполнено, жилье взыскателю предоставлено.

Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 N 107-п, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.

Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

На основании изложенного Правительство полагает, что вина в не предоставлении жилого помещения в установленные сроки, отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений был заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены. Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации. Правительство представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а так же представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ,

Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В настоящее время решение суда исполнено, исполнительное производство окончено.

На основании изложенного, просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей по исполнительному производству по делу гр.А. (л.д.2-4)

    Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения иска надлежащим образом. В письменном заявлении представитель административного истца просит провести судебное заседание без его участия.

    Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, просят рассмотреть заявленные требования без их участия.

    Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 6, 14 КАС РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

    Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном, производстве" суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

В силу ч.3 ст.363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Из совокупности содержания приведенных нормативных положений следует, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, и поэтому отношения сторон, связанные со взысканием исполнительского сбора, носят публичный характер.

Таким образом, спор об освобождении от взыскания исполнительского сбора является частноправовым, в связи с чем подлежит разрешению в соответствии с положениями КАС РФ, регулирующими порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.          

Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> районного суда Пермского края на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края. В порядке исполнения указанного решения выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу – исполнителю от Правительства Пермского края была направлена информация о том, что исполнить решение суда, предоставить гр.А. помещение и заключить договор найма специализированного жилищного фонда в 5-дневный срок не представляется возможным, с указанием причин этого (л.д.11, материалы исполнительного производства).

Таким образом, должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Верещагинского районного суда Пермского края по делу .

ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника Правительства Пермского края по исполнительному производству -ИП (л.д.9).

    В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

    Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить гр.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от его территориального расположения.

Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.

Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:

3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;

3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;

3.2.3. строительство многоквартирных домов;

3.2.4. строительство жилых домов.

    ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края, в лице заместителя министра, начальника управления жилищной политики Минх Ф. А. и ООО торговый дом <данные изъяты> был заключен государственный контракт о приобретении 50 жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 29-36).

ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края вынесло приказ о включении жилых помещений по адресу: <адрес> в специализированный жилищный фонд (л.д. 20-22).

    ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.12).

    ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» был издан приказ «О предоставлении жилого помещения гр.А.»(л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» в лице директора Валько Е.В. и гр.А. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 14-16).

    Определением судебного пристава-исполнителя МО и ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП окончено фактическим исполнением (л.д.37).

     Из вышеизложенного следует, что должником принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения. Решение суда было исполнено в срок около полугода с даты возбуждения исполнительного производства.

    При этом суд также учитывает социальную направленность должника.

    В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается.

    При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства.

Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП (взыскатель гр.А.)

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Иванова Е.В.

2а-3884/2018 ~ М-3716/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Пермского края (взыскатель Габов В.Г.)
Ответчики
СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю
УФССП России по Пермскому краю
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Иванова Елена Витальевна
12.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2018[Адм.] Судебное заседание
09.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2018[Адм.] Дело оформлено
21.11.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее