Решение от 11.02.2015 по делу № 2-588/2015 от 16.01.2015

Решение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2015 года                              город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.

при секретаре Гунченко В.Ю.

с участием заявителя Баракова В.Ю.

представителя заинтересованного лица Козловой Е.И.

представителя заинтересованного лица Озерянского В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-588/2015 по заявлению Баракова В.Ю. об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в государственной регистрации транспортного средства, возложении обязанности совершить регистрационные действия,

УСТАНОВИЛ:

Бараков В.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти – МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области об отказе в регистрации транспортного средства. В обоснование заявления указал, что 03 декабря 2014 года он обратился в УГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о государственной регистрации приобретенного у ГОБУ «Подразделение транспортно-хозяйственного обслуживания» (далее ГОБУ «ПТХО») на основании договора купли-продажи транспортного средства марки «УАЗ 3303 АС-1», 1998 года выпуска, представив все необходимые для регистрации документы. На момент приобретения транспортного средства в паспорте технического средства было указано: идентификационный номер (VIN)- отсутствует, номер шасси (рама)- отсутствует, номер кузова - отсутствует, номер двигателя <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. При этом в паспорте транспортного средства в графе «особые отметки» указано, что фрагмент с номером кузова сдан в МОТОР ГИБДД со свидетельством соответствия конструкции ТС <данные изъяты> от 10 мая 2007 года. Однако решением государственного органа в государственной регистрации указанного автомобиля было отказано со ссылкой на положения Приказа МВД России от 07 августа 2013 года № 605, в соответствии с которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку. С данным решением государственного органа он не согласен, считает его незаконным. Просит суд признать действия государственного органа – УГИБДД УМВД России по Мурманской области, связанных с отказом в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства марки «УАЗ 3303 АС-1» незаконными и обязать УГИБДД УМВД России по Мурманской области зарегистрировать указанный автомобиль.

Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования, просил признать отказ государственного органа - МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области в регистрации транспортного средства марки «УАЗ 3303 АС-1» 1998 года выпуска незаконными и обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области зарегистрировать указанный автомобиль.

В судебном заседании заявитель Бараков В.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в заявлении. Пояснил, что 03 декабря 2014 года он на основании договора купли-продажи приобрел у ГОБУ «ПТХО» транспортное средство марки «УАЗ 3303 АС-1», 1998 года выпуска. В паспорте транспортного средства в графе «особые отметки» указано, что фрагмент с номером кузова сдан в МОТОР ГИБДД со свидетельством соответствия конструкции ТС <данные изъяты> от 10 мая 2007 года. Вместе с тем, 16 декабря 2014 года им был получен отказ МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области в регистрации транспортного средства по причине наличия скрытой, поддельной, измененной или уничтоженной идентификационной маркировки. Сотрудники ГИБДД ссылаются на факт отсутствия идентификационного номера (VIN), номера кузова и шасси, однако указанный факт ранее в 2012 году не препятствовал регистрации указанного транспортного средства марки «УАЗ 3303 АС-1». В связи с отказом в регистрации транспортного средства он не может пользоваться приобретенным автомобилем, что нарушает его права как собственника.

Представитель заинтересованного лица ГОБУ «ПТХО» Козлова Е.И. поддержала заявленные требования, представила письменный отзыв на заявление, который поддержала в судебном заседании, указав, что согласно свидетельству о регистрации ТС <данные изъяты> ГОБУ «ПТХО» принадлежало транспортное средство марки «УАЗ 3303 АС-1», государственный регистрационный знак <данные изъяты>. 01 декабря 2010 года МУЗ «ПТХО Комитета по здравоохранению г. Мурманска» обратилось в ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о регистрации транспортного средства «УАЗ 3303 АС-1» в связи с реорганизацией Учреждения и передачей прав ГОБУ «ПТХО». 01 декабря 2010 года МОТОР ГИБДД выдан паспорт транспортного средства , в графе «особые отметки» указано: 01.12.2010 дубликат выдан взамен использ. ПТС <данные изъяты> от 07.12.1998 АООТ УАЗ медпомощь, пассажирских мест 6. Фрагмент с № кузова сдан в МОТОР ГИБДД <данные изъяты> от 10.05.07, выдано <данные изъяты>. Полагала, что отказ в произведении регистрационных действий не соответствует действующему законодательству, нарушает права собственника.

Представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области Озерянский В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, пояснив, что решение об отказе в осуществлении регистрационных действий заявителю вынесено в соответствии с действующим законодательством и на основании того, что принадлежащее на праве собственности Баракову В.Ю. транспортное средство невозможно идентифицировать, следовательно, допустить к участию в дорожном движении. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации за гражданином, организацией закреплено право, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском процессуальном производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:- нарушены права и свободы гражданина;- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу приведенных норм для признания судом отказа МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля марки «УАЗ 3303 АС-1» незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие указанных действий (решения) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оценивая действия должностных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области на предмет правомерности отказа в регистрации принадлежащего заявителю транспортного средства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В силу статьи 19 указанного Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, в силу п. 11 которых запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, регистрационные знаки.

Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 года № 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2002 № 679) утверждено Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с указанным Положением Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).

Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции»).

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ автомототранспортных средств определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 (далее - Правила), и Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07 августа 2013 года № 605 (далее - Административный регламент).

В соответствии с п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Аналогичные положения закреплены п. 24 Административного регламента.

В процессе проведения регистрационных действий в соответствии с п. п. 39 - 41 Административного регламента сотрудником производятся действия по осмотру транспортного средства при его регистрации, изменении регистрационных данных о собственнике (владельце) транспортного средства и т.д. При проведении визуального осмотра транспортного средства устанавливается соответствие идентификационной маркировки с представленными документами на конструкцию транспортного средства, на соответствие требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения и сведениям, указанным в представленных документах.

Судом установлено, что 03 декабря 2014 года на основании договора купли-продажи транспортного средства, заключенного с ГОБУ «ПТХО», Бараков В.Ю. приобрел транспортное средство марки «УАЗ - 3303-АС1» 1998 года выпуска (л.д.7-9).

На момент приобретения транспортного средства в паспорте технического средства <данные изъяты> было указано: идентификационный номер (VIN)-отсутствует, номер шасси (рама) - отсутствует, номер кузова - отсутствует, номер двигателя - <данные изъяты>, цвет - белая ночь, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в графе «особые отметки» указано: 01.12.2010 дубликат выдан взамен использ. ПТС <данные изъяты> от 07.12.1998 АООТ УАЗ медпомощь, пассажирских мест 6. Фрагмент с № кузова сдан в МОТОР ГИБДД <данные изъяты> от 10.05.07, выдано <данные изъяты>.

16 декабря 2014 года Бараков В.Ю. обратился в ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством марки «УАЗ 3303-АС1», государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

В процессе проведения регистрационных действий в соответствии с п.п.39-41 Административного регламента, сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области был произведен визуальный осмотр транспортного средства для установления наличия идентификационной маркировки и её соответствия с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки её подлинности.

Методические рекомендации ФКУ НИЦ БДД МВД России «Организация деятельности регистрационных подразделений ГИБДД по осмотру транспортных средств при совершении регистрационных действий» содержат следующие понятия.

«Идентификационная маркировка» - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или на не легкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.

«Идентификация маркировки» - установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов.

«Изменение маркировки» - уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замены её на другую.

В результате произведенного сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по МО осмотра автомобиля, представленного заявителем, было установлено отсутствие идентификационного номера (маркировки) в установленном месте, что подтверждается имеющимися в заявлении о проведении регистрационных действий отметками и не оспаривается Бараковым В.Ю.

Решением государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области в государственной регистрации указанного автомобиля Баракову В.Ю. отказано со ссылкой на положения пункта 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605, в соответствии с которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку.

Как следует из пояснений государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области ФИО7, допрошенного в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля, в процессе проведения регистрационных действий он, в соответствии с п.п. 39-41 Административного регламента произвел визуальный осмотр представленного на регистрацию транспортного средства марки «УАЗ-3303-АС1», государственный регистрационной знак <данные изъяты>, с целью установления наличия идентификационной маркировки и ее соответствия представленным документам на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности. В результате проведенного осмотра установлено отсутствие идентификационного номера (VIN), номера кузова, номера шасси, что привело к невозможности идентификации представленного на осмотр транспортного средства. На основании п. 24 Административного регламента им было вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством. Также пояснил, что в 2010 году действительно производилась перерегистрация транспортного средства в связи с изменением наименования собственника транспортного средства с МУЗ <данные изъяты> на ГОБУ «ПТХО». Вместе с тем, на момент проведения перерегистрации действовал другой Административный регламент, в соответствии с которым при перерегистрации транспортного средства не требовалось проведения визуального осмотра.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО7, поскольку при допросе в качестве свидетеля он был предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, не является стороной, заинтересованной в исходе дела, его показания не противоречат письменным материалам дела, в связи с чем показания свидетеля ФИО7 принимаются судом в качестве доказательства по делу.

В ходе судебного разбирательства судом направлялся запрос в ОАО «Ульяновский автомобильный завод» с целью получения маркировочных данных транспортного средства марки «УАЗ-3303-АС1». По сообщению главного конструктора ОАО «УАЗ» транспортные средства марки «УАЗ-3303-АС1» заводом не выпускались (л.д. 104).

По сообщению начальника отдела правового обеспечения ОАО «Ульяновский автомобильный завод» от 02 февраля 2015 года информация о маркировочных данных указанного автомобиля представлена быть не может, в связи с истечением срока хранения.

По сообщению Врио начальника МРЭО УГИБДД УМВД РФ по Мурманской области от 03 февраля 2015 года свидетельство о соответствии конструкции <данные изъяты> от 10.05.2007 года, свидетельство о регистрации транспортного средства серии <данные изъяты> от 17.05.2007 года, фрагмент с номером кузова автомобиля марки УАЗ 3303 АС-1, 1998 года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>,сданный в МОТОР ГИБДД города Мурманска 17.05.2007 года уничтожены по истечению срока хранения (л.д.88,103).

Материалами дела подтверждено, что принадлежащий Баракову В.Ю. автомобиль не имеет идентификационную маркировку, в связи с чем не представляется возможным идентифицировать указанное транспортное средство. Установить маркировочные данные указанного транспортного средства в ходе судебного разбирательства не представилось возможным.

При таких обстоятельствах отказ в регистрации транспортного средства заявителя соответствует требованиям действующего законодательства, указанное действие совершено должностным лицом МРЭО УГИБДД УМВД России по МО в пределах предоставленных ему полномочий.

Доводы заявителя и представителя заинтересованного лица ГОБУ «ПТХО» о нарушении прав заявителя, как собственника, на распоряжение и пользование автомобилем являются несостоятельными, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. При этом приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность подразделения ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и регистрировать его.

Права заявителя, как собственника автомобиля, действиями должностных лиц не нарушены, поскольку он не лишен возможности их защищать в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства.

Доводы заявителя о том, что им не совершались никакие действия, направленные на изменение, подделку либо уничтожение маркировки, нанесенной на транспортное средство, судом не принимаются, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку возможность идентификации транспортного средства является обязательным условием, направленным на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, при котором могут совершаться регистрационные действия с транспортными средствами.

Доводы заявителя и представителя заинтересованного лица ГОБУ «ПТХО» о том, что, несмотря на изменения идентификационных данных автомобиля, ранее в отношении данного транспортного средства совершались регистрационные действия, не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о соответствии действий и решений государственного органа положениям, установленным законом или иными правовыми актами.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд в действиях должностного лица структурного подразделения УМВД России по Мурманской области, выразившихся в отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством марки «УАЗ-3303-АС1», не находит нарушений действующего законодательства, а также нарушений прав, законных интересов Баракова В.Ю., в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-588/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бараков В.Ю.
Другие
МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Дело на сайте суда
len.mrm.sudrf.ru
16.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Передача материалов судье
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2015Предварительное судебное заседание
05.02.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
16.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2015Дело оформлено
17.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее