Административное дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,
при помощнике Батуевой Е.Ц.,
при секретаре Краснослабодцеве О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кириенко Д.М. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Баргузинской отдел Росреестра по РБ о признании решения о приостановлении государственной регистрации права аренды земельного участка недействительным, обязании зарегистрировать договор № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кириенко Д.М. обратилась с иском к ответчику МКУ АМО ГП «Усть-Баргузин».
Иск мотивирован тем, что в соответствии с извещением № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием городского поседения «п. Усть-Баргузин» на аукцион был выставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на праве аренды со сроком аренды 10 лет.
В результате проведенного аукциона право на заключение договора аренды было предоставлено Кириенко Д.М. как лицу, подавшему единственную заявку.
ДД.ММ.ГГГГ между МО ГП «п. Усть-Баргузин» и Кириенко Д.М. был заключен договор №, в соответствии с которым городской поселение «п. Усть-Баргузин» выступило Арендодателем, а Кириенко Д.М. - Арендатором.
Согласно п. 1.1. Договора аренды Арендодатель передает, Арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (далее - Участок), общей площадью 171 кв.м.
Пунктом 2.1. Договора установлен срок его действия - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что срок аренды составил более одного года, договор № от ДД.ММ.ГГГГ был передан на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Бурятия.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Республике Бурятия было принято решение, выраженное в уведомлении №№ о приостановлении государственной регистрации прав.
Основанием к приостановлению государственной регистрации явилось разрешенное использование - для размещения сауны.
Административный ответчик полагает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №643 от 30.08.2001 г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» запрещено строительство новых объектов индивидуального жилищного строительства, объектов социально-бытового назначения в ЦЮЗ БПТ, не допускается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительства, в том числе для сауны.
Кроме того, ответчик считает, что земельный участок имеет признаки незатронутости территории, а наличие п. 4.3.2. в Договоре аренды допускает нарушение запретов, установленных Постановлением Правительства №643.
Считают, что принятое Управлением Росреестра по Республике Бурятия решение о приостановлении государственной регистрации права аренды является не законными по следующим основаниям.
В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона N94-ФЗ РФ «Об охране озера Байкал» входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (п. 2 ст. 2 ФЗ РФ №94).
На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона N94-ФЗ).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона N94-ФЗ). Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 №643.
Согласно перечню в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Таким образом, как следует из приведенной правовой нормы, законодателем определены ограничения для строительства зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов (п. 2 ст. 6 ФЗ РФ №94).
Таким образом, ответчик неверно толкует закон и ошибочно полагает, что законом установлен безусловный запрет на строительство.
При соблюдении действующего законодательства такое строительство возможно: Если функционирование возведенного здания или сооружения будет связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Пункт 4.3.2. Договора № от ДД.ММ.ГГГГ содержит условие о недопущении арендатором нарушения действующего законодательства, а именно устанавливает условия возведения зданий и сооружений - оформив разрешение на строительство в установленном законом порядке.
Исходя из смысла п. 5 ст. 10 ГФ нельзя утверждать такое разрешение на строительство будет получено с нарушением закона, то есть без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Кроме того, земельный участок, который передается по договору № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя отнести к не затронутым территориям.
На сегодняшний день понятие «не затронутые территории» не раскрыто законодательно, а, следовательно, нет критериев, по которым следует руководствоваться при отнесении территории к затронутым или не затронутым.
Однако считают, факт того, что земельный участок расположен на территориях земель населенных пунктов уже исключает его из не затронутых территорий.
На основании изложенного, просит: 1. Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия по приостановлению государственной регистрации права аренды за Кириенко Д.М. в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, находящегося по адресу: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 171 кв.м., возникшего на основании Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Муниципальным образованием городского поселения «п. Усть-Баргузин», изложенное в Уведомлении № № от ДД.ММ.ГГГГ не законным. 2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия зарегистрировать Договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием городского поселения «<адрес>» и гражданкой Кириенко Д.М. (паспорт №, выданный Усть-Баргузинским ОМ ОВД Баргузинского района Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ, представленный с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ 3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия зарегистрировать за Кириенко Д.М. право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, находящегося по адресу: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, общей площадью 171 кв.м., возникшего на основании Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Муниципальным образованием городского поселения «п. Усть-Баргузин».
На судебное заседание административный истец Кириенко Д.М. не явилась, надлежаще извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Будажапова Я.В. по доверенности иск уточнила. Суду пояснила, что обстоятельства, изложенные в иске поддерживает. В законодательстве нет понятие незатронутая территория леса. Данный земельный участок 171 кв.м. находится в границах населенного пункта. Имеется Постановление Правительства РБ о правилах организации туризма. Заключив договор аренды, ИП Кириенко построив сауну для туристов, соответственно будет проводить экспертизу, чтобы строение соответствовало всем нормам. Решение УФРС о приостановлении регистрации договора УФРС уже заранее предрешил, что строение будет иметь нарушения. После подачи иска им стало известно об отказе в регистрации договора, по которому имеется срок для обжалования. Но вначале надо решить данный спор, в связи с чем просит п.1 и 2 исковых требований удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Эрдынеева Э.Л. по доверенности иск не признала, поддерживает письменное возражение. Дополнив, что земельный участок находится в водоохранной зоне. Ранее учет земельного участка вели кадастровая палата, они наделаны полномочиями с января 2017 г., в настоящее время стали единым органом. В п.21 Постановления Правительства РФ № 643 запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. В настоящее время они отказали в регистрации договора. Просят в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).
По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лежит на административном истце.
Из материалов дела следует, что постановлением МКУ АМО ГП «Усть-Баргузин» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириенко Д.М. предоставлено в аренду земельный участок, общей площадью 171 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым № расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Разрешенное использование земельного участка - для размещения сауны.
Договором от ДД.ММ.ГГГГ между МО ГП «Усть-Баргузин» и Кириенко Д.М. заключена аренда данного земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена государственная регистрация договора аренды.
Из уведомления следует, что данный земельный участок расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Договор аренды заключен с нарушением запрета, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Согласно акту административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Баргузинского и Курумканского районов по использованию и охране земель РБ специалиста -эксперта Худяковой А.В. установлено, что обследуемый земельный участок, до возведения на нем строения, относится к незатронутой природной территории, что подтверждается данным сервиса «Google Планета Земля» (космоснимки на дату 22.06.2016),постройки возведены в период с 2016 года по 2019 год в отсутствии законных оснований. Обследуемый земельный участок частично расположен в границах водоохраной зоны озера Байкал, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.03.2018 № 507-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р», в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Ссылаются на Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 № 643.
В соответствии с ч.1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Часть 2 ст. 7 ЗК РФ предусматривает, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены, соответственно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-Р.
В соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 (ред. от 26.03.2018) «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Довод представителя административного истца, что в законодательстве нет понятие незатронутая природная территория, не может быть принят во внимание, поскольку не опровергают приведенные выше обстоятельства о нахождении спорного земельного участка в Байкальской природной территории, на землях водоохраной зоны.
Довод о том, что земельный участок, который передается по договору № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя отнести к не затронутым территориям, голословен и ничем не подтвержден.
Ссылка на то, что решение Росреестра о приостановлении регистрации договора заранее предрешили, что строение будет иметь нарушения, не состоятельна, поскольку регулируя отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» содержит нормы, предусматривающие в исключительных случаях возможность осуществления на особо охраняемых природных территориях строительства хозяйственных и жилых объектов, размещение которых связано с обеспечением функционирования государственных природных заповедников и национальных парков и жизнедеятельности проживающих на данной территории граждан (пункт 4 статьи 9, пункт 1 и подпункт "д" пункта 2 статьи 15).
Довод о том, что пункт 4.3.2. Договора № от ДД.ММ.ГГГГ содержит условие о недопущении арендатором нарушения действующего законодательства, а именно устанавливает условия возведения зданий и сооружений - оформив разрешение на строительство в установленном законом порядке, отклоняется, поскольку не имеет правового значения по делу.
Довод о том, что имеется Постановление Правительства РБ о правилах организации туризма, не может быть принят во внимание, поскольку строительство сауны на спорном земельном участке не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по РБ отказано Кириенко в регистрации договора аренды на спорный земельный участок, поскольку договор аренды заключен с нарушением запретов, установленных Постановлением Правительства №.
Таким образом, установив обстоятельства по делу, нормы действующего законодательства, суд считает, что Управление Росреестра обоснованно приостановили регистрацию права договора аренды земельного участка. В связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кириенко Д.М. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Баргузинской отдел Росреестра по РБ о признании решения о приостановлении государственной регистрации права аренды земельного участка недействительным, обязании зарегистрировать договор № от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд РБ.
Судья Э.В. Ивахинова